ПРИКАЗ

           Генерального Прокурора Республики Таджикистан

                      от 25 октября 2000 г., №90

 

                 ОБ УСИЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА

              НЕУКОСНИТЕЛЬНЫМ СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ ПРИ

                    РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

 

     В соответствии с Конституционным Законом  Республики  Таджикистан

"Об  органах  прокуратуры  Республики Таджикистан",  одним из основных

направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за соблю-

дением  прав,  свобод  человека и гражданина всеми структурами органов

государственной власти и управлений, должностными лицами.

     Принятый 4-ой сессией Маджлиси Оли Республики Таджикистан "Об об-

ращениях граждан" направлен именно на защиту интересов граждан, реали-

зацию их прав, обращаться в любые государственные органы, общественные

организации, к должностным лицам в защиту своих интересов. Этим же за-

коном регламентированы обязанности государственных органов, обществен-

ных организаций, конкретных должностных лиц по своевременному, качест-

венному и объективному рассмотрению их обращений.

     Анализ состояния работы по разрешению жалоб и заявлений граждан в

целом  (в дальнейшем обращения граждан) и рассмотрение данного вопроса

на коллегии Генеральной прокуратуры показал,  что в деятельности  обл-

горрайпрокуроров  и  приравненных к ним специализированных прокуроров,

имеют место факты недобросовестного отношения к рассмотрению обращений

граждан,  поверхностной  их проверки,  допускаются нарушения сроков их

разрешения.  Имеются случаи несовременного направления жалоб и заявле-

ний в подчиненные прокуратуры или в другие органы. Вопросы приема, ре-

гистрации и прохождения обращений граждан, контроль за их разрешением,

не во всех прокураторах организованы в соответствии с требованиями За-

кона.

     Учитывая важность дальнейшей работы по обращению граждан, повыше-

нию чувства ответственности при рассмотрении в органах  прокуратуры  и

обеспечению  надлежащего  осуществления  надзора за исполнением Закона

Республики Таджикистан "Об обращениях" всеми государственными  органа-

ми,  общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, органи-

зациями независимо от форм собственности, -

 

                             ПРИКАЗЫВАЮ:

     1. Прокурорам областей,  городов, районов, транспортным, военным,

прокурору по надзору за соблюдением  законов  в  исправительнотрудовых

учреждениях  принять  необходимые  практические меры,  направленные на

усиление прокурорского надзора за исполнением Закона Республики Таджи-

кистан  "Об обращениях граждан",  обеспечение своевременного и качест-

венного рассмотрения обращений граждан, четкую организацию их приема в

прокуратурах.

     2. Принять все меры, чтобы каждое обращение граждан получило сво-

евременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к

компетенции которой относится решение этого вопроса.

     При необходимости к производству проверок привлекать специалистов

и самих заявителей.

     3. Запретить  направление обращений граждан тем органам или долж-

ностным лицам,  действие или решения которых обжалуются или о неправо-

мерных действиях которых сообщается.

     4. Обращения граждан, адресованные в средства массовой информации

подлежат обязательному рассмотрению в соответствии с действующим зако-

нодательством.

     5. При  рассмотрении  обращений граждан строго соблюдать установ-

ленный законом срок, т. е. месячный со дня поступления, а по обращени-

ям,  не  требующих дополнительного изучения и проверки - не позднее 15

дней.

     В случаях, когда необходимо проведения специальной проверки, ист-

ребование дополнительных материалов или  принятия  других  необходимых

мер,  сроки разрешений обращений граждан могут быть в порядке исключе-

ния продлены руководителями прокуратур с обязательным уведомлением ав-

тора обращения,  а также органы или лица,  взявшего обращения на конт-

роль, но не более чем на один месяц.

     Ходатайство о  продлении  срока  разрешения жалобы оформляется не

позднее, чем за 5 дней до истечения срока.

     Обращения граждан,  подлежащие  направлению  в  другие  органы не

позднее 5-дневного срока передаются соответствующим адресатам с обяза-

тельным уведомлением об этом автора.

     6. Секретариату Генеральной прокуратуры,  поступающие в Генераль-

ную прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан, после обя-

зательной регистрации в алфавитной картотеке и определения подразделе-

ния, которое должно их рассматривать, незамедлительно передавать, -

     а) В приемную для доклада Генеральному прокурору:

     - обращения граждан, поступающие из исполнительного Аппарата Пре-

зидента республики.  Комитетов Маджлиси Оли, Правительства республики,

депутатов  Маджлиси  намояндагон  и представителей Маджлиси милли,  от

Секретаря Совета безопасности республики.

     Председателей Верховного суда республики, Конституционного и Выс-

шего экономических судов.  Министров обороны, внутренних дел, безопас-

ности и юстиции,  Председателей Таможенного и Налогового комитетов при

Правительстве Республики Таджикистан;

     - руководителей  посольств,  консульств или представителей иност-

ранных государств,  стран Содружества (СНГ), представителе международ-

ных организаций, командования миротворческими силами в Республике Тад-

жикистан;

     - жалобы  граждан  на решения заместителей Генерального прокурора

республики,  старших помощников Генерального прокурора по особым пору-

чениям,  заявления  о  совершенных преступлениях и иных противоправных

действиях работниками прокуратуры, а также заявления о наиболее грубых

нарушениях;

     б) Заместителям Генерального прокурора Республики Таджикистан:

     - жалобы  граждан на решения,  принятые начальниками управлений и

отделов по курирующим ими отраслями прокурорского надзора, прокурорами

областей, города Душанбе, Таджикским Транспортным прокурором, военными

прокурорами гарнизонов.

     в) Руководителям управлений и отделов:

     - все иные первичные обращения (жалобы,  заявления) граждан, пос-

тупающие в Генеральную прокуратуру республики;

     - жалобы на решения,  принятые прокурорами городов, районов, при-

равненными к ним специализированными прокурорами.

     7. Обращения граждан передавать из одного структурного  подразде-

ления  в другое с согласия заместителей Генерального прокурора респуб-

лики,  а в областях и городе Душанбе с согласия прокурора либо его за-

местителей,  с обязательной отметкой в Секретариате и в Управлении ор-

ганизации работы и контроля исполнения,  если ход  рассмотрения  этого

обращения взят на контроль.

     При наличии в обращениях вопросов,  входящих в  компетенции  нес-

кольких подразделений, проверку в полном объеме организовывает руково-

дитель этого подразделения,  которое указано первым среди исполнителей

(ответственный,  исполнитель).  Он обеспечивает снятие копий с обраще-

ний,  передачу в соответствующее подразделение, подготовку единого по-

ручения, проведение проверок и дачу ответа.

     8. Анонимные обращения граждан, содержащие сведения о совершенных

или приготовлении к совершению преступления, направлять в правоохрани-

тельные органы в целях оперативного использования, а остальные по сог-

ласованию с руководителями прокуратур не рассматривать.

     9. Заместителям Генерального Прокурора,  начальникам управлений и

отделов определить порядок проверки обращений граждан,  обеспечивающий

наиболее полное,  оперативное и квалифицированное рассмотрение постав-

ленных в них вопросов. Повторное обращение граждан на решения прокуро-

ров областей,  городов, районов, приравненных к ним специализированных

и военных прокуроров рассматривать с изучением уголовных,  гражданских

дел, материалов первичных проверок.

     10. Прокурорам управлений и отелов,  старшим помощникам Генераль-

ного прокурора по каждому обращению граждан (жалобы, заявления), разв-

ращенному с изучением уголовного,  гражданского дела,  материалов про-

верки,  обязательно составлять мотивированное заключение с учетом всех

доводов заявителя и утверждать у начальника управления либо заместите-

лей Генерального прокурора республики.

     Поручения прокурорам областей,  городов, районов и приравненным к

ним прокурорам о проверке доводов заявителя и других авторов обращений

направлять  за подписью начальников управлений,  отделов и старших по-

мощников либо заместителей Генерального прокурора.

     Прокуроры управлений и отделов в праве давать ответы заявителям в

случае удовлетворения первичной жалобы или даче по ней разъяснения,  а

также информировать их с принятом руководителем Генеральной прокурату-

ры решении.

     При отклонении первичных жалоб, ответы заявителям дают начальники

управлений и отделов,  а при поступлении повторных жалоб  руководители

Генеральной прокуратуры республики.  Такой же порядок рассмотрения об-

ращений граждан (жалоб и заявлений) устанавливается в прокуратурах об-

ластей, города Душанбе, а также в военных прокуратурах. В горрайпроку-

ратурах ответы заявителям подписывают прокурор города и района.

     Ответы заявителям  должны  содержать  доводы  заявителей,  ответы

должны быть мотивированными и убедительными со ссылкой на нормы  Зако-

ны.

     11. Прием граждан,  представителей государственных и общественных

организаций  осуществляется отделом по приему граждан Генеральной про-

куратуры в день их обращения,  согласно утвержденного  графика  приема

граждан  Генеральной  прокуратуры республики,  в прокуратурах областей

городов и специализированных,  военных прокуратурах, лицами на которых

возложена эта обязанность соответствующим приказом прокуроров.

     12. Начальникам управлений,  отделов Генеральной прокуратуры,  их

заместителям принимать граждан с жалобами на решения,  принятые в про-

куратурах областей, городов, районов, в Таджикской Транспортной проку-

ратуре,  прокурором  по  надзору за соблюдением законов в исправитель-

но-трудовых учреждениях, военными прокурорами гарнизона.

     13. Прием граждан Генеральным прокурором и его заместителями осу-

ществляется по жалобам, которые разрешались в центральном аппарате ру-

ководителями  управлений,  отделов и старшими помощниками Генерального

прокурора.

     14. Заместителям Генерального прокурора, прокурорам областей, го-

родов районов,  приравненных к ним специализированным и военным проку-

рорам,  начальникам управлений и отделов, старшим помощникам Генераль-

ного прокурора центрального аппарата,  их заместителям  завести  книгу

личного приема граждан, пронумерованную и зашнурованную в Секретариате

Генеральной прокуратуры.  Строго вести учет граждан принятых на личном

приёме.

     15. Начальники управлений и отделов,  старшие помощники Генераль-

ного  прокурора  центрального аппарата несут личную ответственность за

своевременное и качественное разрешение обращений граждан, организацию

приема граждан в их подразделениях.

     Прокуроры областей,  городов, районов, приравненные к ним специа-

лизированные  и  военные  прокуроры  несут такую же ответственность за

рассмотрением обращений граждан в вверенных им горрайпрокуратурах.

     Исходя из этого,  начальники подразделений, старшие помощники Ге-

нерального прокурора центрального аппарата,  облгоррайпрокуроры обяза-

ны:

     - осуществлять повседневный контроль за работой с  обращениями  и

приемом граждан,  обеспечивать полный и правильный учет их,  в особен-

ности получении руководства Генеральной прокуратуры, обращений особого

контроля;

     - при установлении фактов недоброкачественного отношения  к  про-

веркам жалоб, их необоснованного отклонения по этим причинам, ненадле-

жащего исполнения поручений,  ставить вопрос о привлечении  к  ответс-

твенности виновных в этом лиц;

     - во взаимодействии с отделом по приему граждан Генеральной  про-

куратуры. Управлением организации работы и контроля исполнения, Курса-

ми повышения квалификации работников органов  прокуратуры  и  изучения

проблем  преступности принимать меры по совершенствованию работы с об-

ращениями граждан.

     16. Начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры про-

курорам областей,  городов, районов, специализированным и военным про-

курорам не реже 2 раз в год анализировать состояние работы с обращени-

ями граждан, их приемом, изучать причины обращений в органы прокурату-

ры,  уделяя пристальное внимание жалобам особого контроля, поступившим

из высших органов государственной власти и управлений, с личного прие-

ма руководства Генеральной прокуратуры республики.

     Периодично проводить обобщения обращений граждан по наиболее  ак-

туальным вопросам,  рассматривать их результаты на коллегиях Генераль-

ной прокуратуры, прокуратур областей.

     Таджикской Транспортной  прокуратуры,  прокуратуры  по надзору за

исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях,  а также во-

енных прокуратур, межведомственных совещаниях правоохранительных орга-

нов.

     17. Начальникам  управлений  и  отделов  Генеральной прокуратуры,

старшим помощникам Генерального прокурора Республики  Таджикистан  при

каждом выезде в служебную командировку в облгоррайпрокуратуры, незави-

симо от целей и задач, производить проверки состояния работы с обраще-

ниями  граждан  в  пребываемых  прокуратурах.  О  результатах проверок

представлять справку с выводами и предложениями в Управление организа-

ции работы и контроля исполнения.

     18. Управлению организации работы и контроля  исполнения,  отделу

по  приему граждан Генеральной прокуратуры обеспечить контроль за сво-

евременным рассмотрением обращения граждан особого контроля, поступив-

ших  из высших органов государственной власти и управлений,  с личного

приема Генерального прокурора и его заместителей.

     19. Контроль за исполнением настоящего Приказа возлагаю на замес-

тителей Генерального прокурора Республики Таджикистан.

     20. Считать утратившим силу Приказ Генерального прокурора Респуб-

лики Таджикистан от 21 апреля 1997 года №90 "Об усилении прокурорского

надзора за неукоснительным соблюдением законности при рассмотрении об-

ращений граждан".

 

     Генеральный прокурор Республики Таджикистан

     Государственный советник

     юстиции второго класса                      Б. К. БОБОХОНОВ