ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
О государственном санитарном надзоре
(в редакции Закона РТ от 1 февраля 1996 г. № 223, от 1997 г.)
Настоящий Закон регулирует общественные и правовые отношения по
обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и радиационной
безопасности населения, закрепляет право человека на благоприятную ок-
ружающую среду и иные связанные с ним права и гарантии их реализации.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство о санитарном надзоре
1. Законодательство о санитарном надзоре состоит из настоящего
Закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов ор-
ганов государственной власти и управления в пределах их полномочий.
2. Санитарное законодательство регулирует общественные отношения
в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как
необходимого условия реализации на территории республики прав и инте-
ресов граждан и общества, сохранения и укрепления здоровья, физическо-
го и духовного развития, долголетней активной жизни людей.
Статья 2. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
1. Санитарно - эпидемиологическое благополучие - состояние об-
щественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует
опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека, достигае-
мое путем осуществления комплекса законодательных, социально-экономи-
ческих, проектных, технических, санитарно-гигиенических, санитарно -
противоэпидемических и организационных мероприятий.
2. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечи-
вается:
а) реализацией республиканских, областных, городских и районных
программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, оз-
доровления среды обитания человека и условий его жизнедеятельности;
б) проведением государственными органами и общественными объеди-
нениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организация-
ми и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственнос-
ти, должностными лицами и гражданами, в качестве составной части их
деятельности, гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а так-
же соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;
в) сочетанием экономической заинтересованности юридических лиц и
граждан (иностранных граждан и лиц без гражданства) в соблюдении сани-
тарного законодательства Республики Таджикистан с их ответственностью
за санитарные правонарушения
;г) широкой информированностью населения о состоянии здоровья, ги-
гиенической и эпидемиологической обстановке, проводимых санитарно-про-
филактических мероприятиях;
д) воспитанием высокой санитарной культуры населения;
е) системой государственного санитарно-эпидемиологического надзо-
ра, производственного и общественного контроля.
Статья 3. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы
1. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее са-
нитарные правила) - нормативные акты, устанавливающие критерии безо-
пасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания
и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельнос-
ти.
2. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государс-
твенными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными
хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от
их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и граждана-
ми (далее - предприятиями, организациями и гражданами).
3. На территории республики действуют республиканские санитарные
нормы и правила.
4. Порядок разработки, утверждения, издания, введения в действие
и пересмотра республиканских санитарных правил устанавливается Прави-
тельством Республики Таджикистан.
Статья 4. Вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия на-
селения
1. К ведению высших органов государственной власти и управления
республики относятся:
а) формирование и проведение единой государственной политики в
области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населе-
ния;
б) совершенствование законодательства о санитарном надзоре;
в) регулирование деятельности министерств, ведомств, учреждений
(независимо от подчиненности) по вопросам санитарно-эпидемиологическо-
го благополучия населения;
г) разработка, утверждение и контроль за реализацией республи-
канских программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополу-
чия населения, внедрения научно-технических достижений в области про-
филактики заболеваний;
д) обеспечение эффективной деятельности государственной санитар-
но-эпидемиологической службы:
е) установление и отмена особых условий и режимов проживания на-
селения и ведения хозяйственной деятельности, направленных на предотв-
ращение и ликвидацию распространения инфекционных, неинфекционных за-
болеваний и отравлений людей;
ж) сотрудничество с другими республиками и иностранными государс-
твами в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения.
2. К ведению местных органов управления относятся:
а) координация деятельности предприятий, организаций и граждан по
проведению ими комплекса гигиенических и противоэпидемических меропри-
ятий;
б) разработка, утверждение местных программ по обеспечению сани-
тарно-эпидемиологического благополучия населения и контроль за их вы-
полнением, а также реализация республиканских программ по аналогичным
вопросам;
в) организация оперативных мероприятий по предупреждению и ликви-
дации эпидемий инфекционных, неинфекционных заболеваний и отравлений
людей;
г) принятие решений о введении и отмене на своей территории ка-
рантина в случае возникновения эпидемий инфекционных, неинфекционных
заболеваний и отравлений людей;
д) обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан и ин-
тересов общества в санитарно-эпидемиологическом благополучии населе-
ния;
е) проведение в пределах предоставленных законодательством полно-
мочий политики экономического стимулирования деятельности юридических
лиц и граждан, направленной на предупреждение и ликвидацию вредного
влияния на организм человека факторов окружающей среды, профилактику
заболеваний, улучшение гигиенических условий труда и жизни людей.
Раздел II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ,
ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН, ЗАЩИТА И ГАРАНТИИ ИХ
ПРАВ ПО ВОПРОСАМ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Статья 5. Права граждан Республики Таджикистан
1. Граждане Республики Таджикистан имеют право на благоприятную
среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания,
быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или исполь-
зуемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны ока-
зывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и
будущих поколений.
Это право обеспечивается проведением комплекса мероприятий по
предотвращению влияния на человека неблагоприятных факторов среды его
обитания, выполнением предприятиями, организациями и гражданами требо-
ваний санитарного законодательства Республики Таджикистан.
2. Граждане Республики Таджикистан имеют право на своевременное
возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в
результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникнове-
ние инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравлений лю-
дей, а также профессиональных заболеваний.
Возмещение ущерба производится предприятиями, организациями,
гражданами, допустившими нарушения санитарных правил, добровольно либо
по решению суда.
Возмещение ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан, произ-
водится непосредственно пострадавшему либо, по его желанию, организа-
ции, принимающей на себя обязательства по его страхованию.
Споры по поводу размеров и порядков возмещения ущерба в результа-
те нарушений санитарных правил разрешаются в судебном порядке.
3. Граждане Республики Таджикистан при обращении в соответствую-
щие органы имеют право на получение от них в пределах их компетенции
полных и достоверных сведений;
-о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемиологи-
ческой обстановке, действующих санитарных правилах;
-о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия и их результатах;
-о качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том чис-
ле пищевых продуктов, а также питьевой воды.
4. Граждане Республики Таджикистан непосредственно либо через
своего представителя или через общественные объединения имеют право
участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами государствен-
ной власти и управления решений, направленных на обеспечение санитар-
но-эпидемиологического благополучия населения.
Статья 6. Обязанности граждан Республики Таджикистан
Граждане Республики Таджикистан обязаны:
1) заботиться о состоянии своего здоровья, о здоровье и гигиени-
ческом воспитании своих детей, используя представляемые обществом воз-
можности по формированию здорового образа жизни;
2) соблюдать действующие санитарные правила;
3) проводить или принимать участие в проведении гигиенических
противоэпидемических мероприятий;
4) выполнять заключения, постановления, распоряжения и предписа-
ния должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической служ-
бы.
Статья 7. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без граж-
данства
Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Респуб-
лики Таджикистан пользуются теми же правами и несут те же обязанности
в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия насе-
ления, что и граждане Республики Таджикистан.
Статья 8. Права предприятий и организаций
1. Предприятия и организации при обращении в органы государствен-
ной власти и управления имеют право на получение от них на договорной
основе информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии
окружающей природной среды, заболеваемости населения, действующих са-
нитарных правилах.
2. Предприятия и организации имеют право на участие в разработке
органами государственной власти и управления решений, программ обеспе-
чения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
3. Предприятия и организации вправе устанавливать повышенные цены
на продукцию народного потребления, показатели качества которой по
заключению органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиоло-
гической службы свидетельствуют о полном отсутствии ее химического,
радиоактивного и микробиологического загрязнения, а также влияния
вредных физических факторов на организм человека.
Статьи 9. Обязанности предприятий и организаций
Предприятия и организации обязаны:
1) обеспечивать соблюдение действующего санитарного законодатель-
ства и установленных санитарных правил, осуществлять производственный
контроль за выполнением санитарных правил;
2) разрабатывать и проводить гигиенические и противоэпидемические
мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения
окружающей природной среды, оздоровление условий труда, быта и отдыха
населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний;
3) своевременно информировать органы и учреждения государственной
санитарно-эпидемиологической службы об аварийных ситуациях, остановках
производства, нарушения технологических процессов, создающих угрозу
санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
4) выполнять заключения, постановления, распоряжения и предписа-
ния должностных лиц органов и учреждений государственной санитар-
но-эпидемиологической службы Республики Таджикистан, в том числе о
приостановлении или прекращении финансирования строящихся и реконстру-
ируемых объектов и технологий с нарушением санитарных норм и правил;
5) применять меры материального стимулирования, направленные на
повышение заинтересованности трудовых коллективов и отдельных работни-
ков в соблюдении требований санитарного законодательства и санитарных
правил;
6) создавать условия для поддержания и повышения уровня здоровья
своих работников и населения, для предупреждения заболеваний и форми-
рования здорового образа жизни людей;
7) осуществлять гигиеническое обучение, и воспитание своих работ-
ников и населения, направленные на повышение санитарной культуры людей
и ведение здорового образа жизни;
8) обеспечивать реализацию прав граждан и других субъектов право-
вых отношений, предусмотренных статьями 5 и 8 настоящего Закона.
Статья 10. Защита прав граждан и других субъектов правовых отно-
шений
Решения органов государственной власти и управления, должностных
лиц, как коллегиональные, так и единоличные, а также их действия,
ущемляющие права юридических лиц и граждан, предусмотренные статьями 5
и 8 настоящего Закона, могут быть обжалованы в месячный срок в вышес-
тоящие по подчиненности организации. При несогласии с принятым решени-
ем эти действия могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном
законодательством
.Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого решения и действия.
Раздел III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 11. Планировка и застройка населенных пунктов
1. Планировка и застройка населенных пунктов должна предусматри-
вать создание наиболее благоприятных условий для жизни и здоровья на-
селения, комплексное благоустройство городов и других населенных пунк-
тов, предупреждение и ликвидацию вредного и опасного влияния факторов
окружающей природной среды и условий жизнедеятельности на здоровье че-
ловека.
2. При разработке норм проектирования, генеральных планов горо-
дов, проектов планировки и застройки населенных пунктов, проектов ра-
йонной планировки, решении вопросов размещения объектов гражданского,
промышленного и сельскохозяйственного назначения, выборе земельных
участков под строительство, а также при проектировании, строительстве,
реконструкции и модернизации объектов (пусковых комплексов, сооруже-
ний, транспортных средств и инженерных сетей) должны выполняться дейс-
твующие санитарные правила.
3. Предоставление земельных участков под строительство, утвержде-
ние норм проектирования, проектной и нормативно-технической документа-
ции на строительство (реконструкцию. модернизацию), застройку, ввод в
эксплуатацию жилых домов, зданий и сооружений культурно-бытового, жи-
лищно-коммунального назначения, промышленных, транспортных и других
предприятий (пусковых комплексов) и сооружений, а также транспортных
средств допускается только при наличии заключения органов или учрежде-
ний Государственной санитарно-эпидемиологической службы об их соот-
ветствии санитарным правилам.
4. Предприятия, организации и граждане, ответственные за выполне-
ние работ по проектированию и строительству объектов, зданий и соору-
жений, в случае несоблюдения санитарных правил или невозможности их
выполнения, обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение
этих работ и их финансирование по постановлению главного государствен-
ного санитарного врача или его заместителя.
Статья 12. Материалы, вещества, изделия и другая продукция народ-
ного хозяйства технологии их изготовления
1. Продукция народного хозяйства, производство, транспортировка,
хранение и применение которой требуют непосредственного участия чело-
века и могут оказать неблагоприятное влияние на его здоровье, по своим
показателям и свойствам должна отвечать действующим санитарным прави-
лам.
2. Новые технологии, материалы, вещества и изделия, предназначен-
ные для использования в народном хозяйстве и быту, допускаются к пос-
тановке на производство, к внедрению и применению только на основании
заключений органов или учреждений Государственной санитарно-эпидемио-
логической службы Республики Таджикистан об их соответствии санитарным
правилам.
3. Предприятия, организации и граждане, выпускающие продукцию, не
соответствующую действующим санитарным правилам, обязаны приостановить
ее производство и (или) реализацию по постановлению главного государс-
твенного врача или его заместителя.
Статья 13. Продовольственное сырье, пищевые продукты, технология
их изготовления и контактирующие с ними материалы и
изделия
1. Качество продовольственного сырья и пищевых продуктов, матери-
алов и изделий, контактирующих с ними в процессе изготовления, хране-
ния, транспортировки и реализации населению, должно соответствовать
установленным санитарным правилам.
2. Разработка и постановка на производство новых видов пищевых
продуктов, внедрение новых технологических процессов и технологическо-
го оборудования, производство тары, посуды и упаковочных материалов,
применение пищевых добавок и других веществ разрешаются только на ос-
новании гигиенической оценки их соответствия санитарным требованиям
органов или учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической
службы.
3. Продовольственное сырье, пищевые продукты и контактирующие с
ними материалы и изделия, не соответствующие санитарным правилам не-
медленно снимаются ее изготовителем (продавцом) с производства и (или)
реализации по постановлению главного государственного санитарного вра-
ча или его заместителя.
Статья 14. Продукция, закупаемая за рубежом
Закупаемая за рубежом продукция, применение и (или) употребление,
которой требует непосредственного участия человека, должна соответс-
твовать санитарным правилам и международным требованиям безопасности и
безвредности для человека.
Предприятия, организации и граждане, осуществляющие заключение
договоров, поставку и реализацию в Республике Таджикистан такой про-
дукции, обязаны обеспечивать выполнение установленных настоящей стать-
ей требований.
Статья 15. Хозяйственно-питьевое водоснабжение населения
1. Жители городов и других населенных пунктов должны обеспечи-
ваться питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения фи-
зиологических и хозяйственных потребностей человека.
2. Органы местного самоуправления, предприятия и организации обя-
заны осуществлять мероприятия, направленные на развитие систем центра-
лизованного водоснабжения.
Статья 16. Источники водопользования населения
1. Качество воды источников, используемых для централизованного и
нецентрализованного водоснабжения, для купания, занятий спортом и от-
дыха населения, в лечебных целях, а также качество воды водоемов в
черте населенных пунктов должно отвечать санитарным правилам.
2. В целях устранения и предупреждения загрязнения источников во-
допользования населения Правительством Республики Таджикистан, органа-
ми исполнительной власти (хукуматами) областей, городов и районов ус-
танавливаются зоны санитарной охраны со специальным режимом. (Закон от
01.02.96 г., № 223)
3. Предприятия, организации и граждане в случаях несоответствия
качества воды санитарным правилам обязаны обеспечить прекращение ис-
пользования населением водоисточников по постановлению главного госу-
дарственного санитарного врача или его заместителя.
Статья 17. Атмосферный воздух населенных пунктов, воздух рабочей
зоны и мест постоянного и временного пребывания людей
1. Атмосферный воздух населенных пунктов, территорий промышленных
предприятий, воздух рабочей зоны производственных и других помещений в
местах постоянного и временного пребывания людей должен соответство-
вать санитарным правилам.
2. В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха терри-
торий жилой застройки населенных пунктов производственными выбросами
органами исполнительной власти на местах (хукуматами) в устанавливают-
ся санитарно-защитные зоны со специальным режимом. (Закон от 01.02.96
г., № 223)
3. Предприятия, организации и граждане обязаны осуществлять комп-
лексные мероприятия, направленные на предотвращение и ликвидацию заг-
рязнения воздушной среды вредными веществами, воздействия на нее физи-
ческих факторов, которые оказывают неблагоприятное влияние на здоровье
человека,
Статья 18. Захоронение, переработка, обезвреживание и утилизация
производственных и бытовых отходов, содержание терри-
тории населенных пунктов
1. Производственные и бытовые отходы подлежат сбору, переработке,
обезвреживанию, захоронению, утилизации, условия и способы которых
должны удовлетворять требованиям безопасности и безвредности для здо-
ровья населения.
2. Территории населенных пунктов, предприятий и организаций долж-
ны содержаться в соответствии с санитарными правилами.
3. Порядок и условия обеспечения надлежащего санитарного состоя-
ния территорий населенных мест устанавливаются соответствующими орга-
нами исполнительной власти (хукуматами) и самоуправления (джамоатами)
на местах. (Закон от 01.02.96 г., №
223)Статья 19. Эксплуатация производственных, общественных зданий,
помещений, сооружений и оборудования
1. При эксплуатации производственных, общественных помещений,
зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться благоприятные
для здоровья людей условия труда, быта и отдыха, осуществляться мероп-
риятия по охране окружающей природной среды, а также по предупреждению
возникновения и распространения заболеваний среди населения.
2. Предприятия, организации и граждане обязаны приостанавливать
либо полностью прекращать свою деятельность или работу отдельных це-
хов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транс-
портных средств, выполнение и оказание отдельных видов работ и услуг в
случае несоблюдения установленных санитарных правил по постановлению
главного государственного санитарного врача или его заместителя.
Статья 20. Работы с источниками ионизирующих и неионизирующих из-
лучений
1. При выполнении работ с радиоактивными веществами и другими ис-
точниками ионизирующих и неионизирующих излучений (шум, вибрация,
электромагнитные поля радиочастот, ультразвук и другие виды излучений)
должны соблюдаться санитарные правила.
2. Производство, применение, хранение, транспортировка и захоро-
нение радиоактивных веществ, других источников ионизирующих излучений,
а также применение источников электромагнитных полей допускаются толь-
ко при разрешении на эти виды деятельности органов и учреждений Госу-
дарственной санитарно-эпидемиологической службы.
Статья 21. Условия воспитания и обучение граждан
1. В детских дошкольных и оздоровительных учреждениях, школах,
профессионально-технических училищах, высших и средних специальных
учебных заведениях, на предприятиях и в организациях, осуществляющих
воспитание, обучение и профессиональную подготовку, должны обеспечи-
ваться условия для сохранения и укрепления здоровья граждан и профи-
лактики заболеваний, а также соблюдаться санитарные правила.
2. Программы, методики, режимы воспитания, обучения и профессио-
нальной подготовки утверждаются только при наличии заключения органов
или учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы об
их соответствии действующим санитарным правилам.
Статья 22. Профилактические медицинские осмотры
1. В целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и расп-
ространения заболеваний работники предприятий и организаций, граждане,
занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, должны проходить
медицинские осмотры как при приеме на работу, так и в последующем.
Профилактические медицинские осмотры работающих включаются в пе-
речень услуг, оказываемых при обязательном медицинском страховании.
2. Перечень вредных производственных факторов и работ, при выпол-
нении которых проводятся предварительные и периодические осмотры, и
порядок их проведения устанавливаются Государственной санитарно-эпиде-
миологической службой Республики Таджикистан по согласованию с Советом
федерации профсоюзов Республики Таджикистан.
3. В случае необходимости по решению Председателя Горно - Бадах-
шанской автономной области, области, города, района в отдельных орга-
низациях и на предприятиях могут вводиться дополнительные условия и
показания к проведению медицинских осмотров. (Закон от 01.02.96 г., №
223)
Статья 23. Предупреждение и ликвидация инфекционных, неинфекцион-
ных заболеваний и отравлений людей
1. В целях предупреждения возникновения и распространения, а так-
же ликвидации инфекционных, неинфекционных заболеваний и отравлений
людей должны своевременно и в полном объеме проводиться необходимые
комплексные организационные, инженерно-технические, профилактические,
медицинские, гигиенические и противоэпидемические мероприятия.
2. В случае распространения инфекционных, неинфекционных заболе-
ваний и отравлений людей на отдельных территориях и населенных пунктах
Правительством Республики Таджикистан, решением Председателя Горно -
Бадахшанской автономной области, области, города, района могут вво-
диться особые условия и режимы хозяйственной деятельности и жизни на-
селения.
3. Для оперативного руководства и координации деятельности орга-
низаций, предприятий и граждан по предупреждению и ликвидации инфекци-
онных заболеваний и отравлений людей Правительством Республики Таджи-
кистан, органами исполнительной власти (хукуматами) областей, городов
и районов образуются чрезвычайные противоэпидемические комиссии. (За-
кон от 01.02.96 г., № 223)
4. Больные инфекционными заболеваниями, граждане с подозрением на
такие заболевания и контактировавшие с инфекционными больными, подле-
жат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению, а при необ-
ходимости - лечению, обязательной госпитализации и изоляции (каранти-
ну).
Граждане, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болез-
ней, подлежат лечению и при необходимости изоляции. Эти же граждане,
если они могут быть источниками распространения инфекционных заболева
-ний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или
выполняемой работой, временно переводятся на другую работу, а при не-
возможности перевода - временно, до выздоровления, отстраняются от ра-
боты с выплатой пособия по социальному страхованию.
Для предупреждения инфекционных заболеваний гражданам проводятся
профилактические прививки. Предназначение, порядок, сроки проведения и
группы населения, подлежащие прививкам, определяются Министерством
здравоохранения Республики Таджикистан.
Статья 24. Специальные экспертизы и консультации по вопросам
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
1. Научно-исследовательские учреждения и организации, высшие
учебные заведения обязаны в пределах своей компетенции проводить по
поручению органов государственной власти и управления специальные экс-
пертизы и консультации по оценке влияния факторов среды обитания чело-
века на его здоровье.
2. Учреждения, организации и специалисты, проводящие экспертизу и
консультацию, несут ответственность за их качество, объективность и
полноту с учетом, современного уровня, научно-технического прогресса.
Статья 25. Гигиеническое воспитание и образование граждан
1. В целях повышения санитарной культуры населения, профилактики
заболеваний, для распространения знаний о здоровом образе жизни должны
проводиться гигиеническое воспитание и образование граждан.
2. Гигиеническое воспитание и образование граждан осуществляются
в процессе: их воспитания в семье, пребывании в детских дошкольных уч-
реждениях, обучения в школах и профессионально-технических училищах,
высших и средних специальных учебных заведениях, при подготовке, пере-
подготовке и повышении квалификации специалистов отраслей народного
хозяйства путем включения в программы обучения и воспитания разделов о
гигиенических знаниях; профессиональной гигиенической подготовки и ат-
тестации руководителей, специалистов и других работников предприятий и
организаций, характер деятельности которых связан с производством,
хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой
воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслужива-
нием населения.
Раздел IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Статья 26. Ответственность за нарушение санитарного законодатель-
ства
Предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собс-
твенности, должностные лица, а также граждане Республики Таджикистан,
иностранные граждане и лица без гражданства за нарушение санитарного
законодательства несут ответственность в соответствии с действующим
законодательством.
Статья 27. Экономическая ответственность предприятий и организа-
ций за нарушение санитарного законодательства Респуб-
лики Таджикистан
1. Предприятия и организации, допустившие загрязнение окружающей
природной среды, выпуск и (или) реализацию продукции, употребление
(использование) которой привело к возникновению инфекционных, неинфек-
ционных заболеваний и отравлений людей, обязаны по постановлению глав-
ного государственного санитарного врача или его заместителя: уплатить
штраф;
возместить дополнительные расходы лечебно-профилактических и са-
нитарно-профилактических учреждений на оказание медицинской помощи
больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий,
определяемых органами здравоохранения.
В случае отказа от добровольного возмещения расходов и уплаты
штрафов спор разрешается в судебном порядке.
Раздел V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ
НАДЗОР, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Статья 28. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятель-
ность органов и санитарно-профилактических учреждений, направленная на
профилактику заболеваний людей путем предупреждения, обнаружения и
пресечения нарушений санитарного законодательства.
2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает:
а) наблюдение, оценку и прогнозирование состояния здоровья насе-
ления в связи с состоянием среды его обитания;
б) выявление и установление причин и условий возникновения и
распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и отравлений
населения;
в) разработку обязательных для исполнения предложений по проведе-
нию мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благопо-
лучие населения;
г) осуществление контроля за проведением гигиенических и противо-
эпидемических мероприятий за соблюдением действующих санитарных правил
предприятиями, организациями и гражданами;
д) применение мер пресечения санитарного правонарушения и привле-
чение к ответственности лиц, их совершивших;
е) ведение государственного учета инфекционных, профессиональных,
неинфекционных заболеваний и отравлений населения в связи с неблагоп-
риятным влиянием на здоровье человека факторов среды его обитания, а
также санитарной статистики.
3. Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического
надзора возлагается на Государственную санитарно-эпидемиологическую
службу.
Статья 29. Производственный контроль
На администрацию предприятий и организаций, граждан, занимающихся
индивидуальной трудовой деятельностью, возлагается обязанность по
обеспечению производственного контроля за соблюдением установленных
санитарных правил в процессе производства (деятельности) и за выполне-
нием мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загряз-
нения окружающей природной среды, за условиями труда, быта, отдыха,
обучения и воспитания людей, за гигиеническими показателями качества
выпускаемой продукции.
Статья 30. Общественный контроль
Общественные объединения граждан в соответствии с их уставами и
другими нормативными актами, регулирующими их деятельность, вправе
осуществлять общественный контроль за выполнением установленных сани-
тарных правил и о его результатах информировать учреждения Государс-
твенной санитарно-эпидемиологической службы Республики Таджикистан.
Статья 31. Взаимодействие при осуществлении государственного са-
нитарно-эпидемиологического надзора, производственного
и общественного контроля
Организация производственного и общественного контроля в соот-
ветствии со статьями 29 - 30 настоящего Закона осуществляется во взаи-
модействии с органами и учреждениями Государственной санитарно-эпиде-
миологической службы.
Раздел VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ
СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Статья 32. Организация государственной санитарно-эпидемиологичес-
кой службы
1. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба составляет
единую систему, входит в состав Министерства здравоохранения Республи-
ки Таджикистан и возглавляется главным государственным санитарным вра-
чом Республики Таджикистан - заместителем Министра здравоохранения.
2. В систему органов и учреждений Государственной санитарно -
эпидемиологической службы Республики Таджикистан входят: Санитар-
но-эпидемиологическое Управление Минздрава Республики Таджикистан;
Республиканская санэпидстанция;
Областные, городские и районные санитарно-эпидемиологические и
дезинфекционные станции;
Санитарно-эпидемиологические станции на воздушном транспорте, же-
лезной дороге, Министерства внутренних дел и Министерства безопасности
Республики Таджикистан;
Таджикская противочумная станция;
Таджикский НИИ профилактической медицины;
Республиканский, областные Центры по профилактике и борьбе со
СПИДом.
3. Финансирование и материально-техническое обеспечение Государс-
твенной санитарно-эпидемиологической службы осуществляется из респуб-
ликанского и местных бюджетов. (Закон от 01.02.96 г., № 223)
В целях финансирования затрат на проведение в чрезвычайных ситуа-
циях гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации и
предупреждению распространения инфекционных и других массовых заболе-
ваний и отравлений населения при Министерстве здравоохранения Респуб-
лики Таджикистан создается специальный фонд (эпидемиологический), пра-
во распоряжаться им возлагается на главного государственного санитар-
ного врача и его первого заместителя.
Статья 33. Порядок назначения и освобождения должностных лиц Го-
сударственной санитарно-эпидемиологической службы Рес-
публики Таджикистан
1. Главный Государственный санитарный врач Республики Таджикистан
по должности является заместителем Министра здравоохранения Республики
Таджикистан, который назначается на должность и освобождается от долж-
ности по предоставлению Министра здравоохранения Правительством Рес-
публики Таджикистан.
2. Главные врачи областных, городских и районных санитарно-эпиде-
миологических учреждений являются Главными Государственными санитарны-
ми врачами областей, городов и районов и заместителями начальников Уп-
равлений или заведующих отделами здравоохранения органов исполнитель-
ной власти (хукуматов) соответствующих областей и городов, а также
главных врачей городов и районов, назначаются и освобождаются от долж-
ности в порядке установленном Законом Республики Таджикистан ("О Госу-
дарственной власти на местах" и другими законодательными актами Рес-
публики Таджикистан").
3. На начальника санитарно-эпидемиологического управления и глав-
ного врача Республиканской санитарно-эпидемиологической станции возла-
гаются обязанности заместителей Главного Государственного санитарного
врача Республики Таджикистан. (Закон от 01.02.96 г., № 223)
Статья 34. Права должностных лиц государственной санитарно - эпи-
демиологической службы Республики Таджикистан
1. Главный государственный санитарный врач Республики Таджикис-
тан, главные государственные санитарные врачи областей, городов и ра-
йонов и их заместители имеют право:
а) вносить в органы государственной власти и управления предложе-
ния по вопросам выполнения санитарного законодательства, а также по
проектам планов социального и экономического развития территорий,
комплексных программ охраны здоровья населения, окружающей природной
среды, улучшения условий труда и проживания граждан, направленных на
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
б) беспрепятственно посещать (по предъявлении служебного удосто-
верения) и проводить обследования организаций, предприятий, жилищных
условий граждан, условий работы граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью, с целью проверки выполнения санитарного зако-
нодательства Республики Таджикистан, проведения гигиенических и проти-
воэпидемических мероприятий и соблюдения действующих санитарных пра-
вил;
в) предъявлять предприятиям, организациям и гражданам требования
о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устра-
нении санитарных правонарушений, а также осуществлять контроль за вы-
полнением этих требований;
г) поручать проведение специальных экспертиз и консультаций и по
их результатам представлять предприятиям, организациям и гражданам ос-
нованные на действующих санитарных правилах заключения;
д) выявлять и устанавливать причины и условия возникновения и
распространения инфекционных, профессиональных заболеваний, а также
неинфекционных заболеваний и отравлений людей, обусловленных неблагоп-
риятным воздействием на организм человека факторов среды его обитания;
е) приостанавливать впредь, до проведения необходимых мероприятий
и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невоз-
можности их соблюдения прекращать:
-работы по проектированию и строительству, а также введение в
эксплуатацию законченных строительством, реконструированных объектов и
их пусковых комплексов;
-эксплуатацию действующих предприятий, организаций, отдельных
производственных цехов, участков, помещений, зданий, сооружений, обо-
рудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов
работ и производственной деятельности;
-разработку, постановку на производство, производство и примене-
ние (использование) продукции народного хозяйства;
-производство, хранение, транспортировку и реализацию продоволь-
ственного сырья и пищевых продуктов, использование воды (водоисточни-
ков) для питьевых, хозяйственных и культурно-оздоровительных целей;
ж) вносить предложения в органы государственной власти и управле-
ния, а также в финансово-кредитные органы:
-о запрещении или введении на отдельных территориях особых усло-
вий и режимов проживания населения и осуществления ими хозяйственной
деятельности, направленных на ликвидацию и предотвращение распростра-
нения инфекционных заболеваний и отравлений населения;
-о приостановлении финансирования (кредитования) работ по проек-
тированию, строительству, а также хозяйственной деятельности предприя-
тий, организаций и граждан в случае невыполнения ими санитарных пра-
вил, постановлений органов и учреждений Государственной санитарно-эпи-
демиологической службы;
-о приостановлении или прекращении этой деятельности;
з) принимать решения:
-о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями
возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их расп-
ространения в связи с особенностями выполняемой работы или производс-
тва, в котором они заняты;
-о проведении лабораторного обследования и медицинского наблюде-
ния за гражданами, контактировавшими с больными инфекционными заболе-
ваниями;
-об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с
подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для
окружающих;
-о проведении дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах ин-
фекционных заболеваний, а также в помещениях и на территории, где сох-
раняются условия для возникновения или распространения инфекционных
заболеваний;
-о проведении профилактических прививок населению или отдельным
группам граждан по эпидемиологическим показаниям;
и) вызывать в учреждения Государственной санитарно-эпидемиологи-
ческой службы должностных лиц и граждан для рассмотрения материалов по
фактам нарушений санитарного законодательства и санитарных правил;
к) рассматривать дела о санитарном правонарушении, налагать адми-
нистративные взыскания, передавать материалы в следственные органы для
возбуждения уголовных дел, представлять вышестоящим должностным лицам
или органам управления предложения о применении мер дисциплинарного
воздействия;
л) предъявлять требования:
-о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью гражданам;
-о возмещении расходов лечебно-профилактических и санитарно-про-
филактических учреждений на проведение или гигиенических, противоэпи-
демических и медицинских мероприятий при возникновении инфекционных
заболеваний и отравлений людей;
-об уплате штрафов;
м) получать без каких-либо ограничений от предприятий, организа-
ций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения задач,
возложенных на органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемио-
логической службы Республики Таджикистан;
н) изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых
продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и про-
ведения гигиенической экспертизы.
2. Главный государственный санитарный врач республики и его за-
местители имеют право утверждать в установленном порядке республиканс-
кие санитарные правила, издавать и вводить их в действие.
3. Главный государственный санитарный врач республики и его за-
местители имеют также право поручать организациям и учреждениям прове-
дение специальных экспертиз и консультаций и представлять предприяти-
ям, организациям и гражданам заключения по нормам проектирования, нор-
мативно-технической, технологической и эксплуатационной документации
на новую (модернизируемую) продукцию народного хозяйства и технологию
ее изготовления, по контрактной документации на поставку в Республику
Таджикистан из-за рубежа продукции, предназначенной для использования
в народном хозяйстве и быту, а также пищевых продуктов и продовольст-
венного сырья, по программам и режимам воспитания, обучения, учеб-
но-трудовой нагрузки.
4. Права, предусмотренные в подпунктах "б", "в" пункта 1 настоя-
щей статьи, распространяются также на должностных лиц и специалистов
органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической
службы.
Статья 35. Обязанности и ответственность должностных лиц и специ-
алистов Государственной санитарно-эпидемиологической
службы Республики Таджикистан
Главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица
и специалисты Государственной санитарно-эпидемиологической службы,
осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в
пределах своей компетенции обязаны:
а) использовать своевременно и в полной мере предоставленные им
полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению санитарных пра-
вонарушений;
б) координировать свою деятельность с органами государственной
власти и управления, общественными объединениями граждан, заинтересо-
ванными в деле защиты прав и интересов граждан и общества в охране и
укреплении здоровья населения, обеспечении его санитарно - эпидемиоло-
гического благополучия;
в) сохранять государственную и коммерческую тайну в отношении ин-
формации, которая может стать им известна при выполнении своих функци-
ональных обязанностей;
г) содействовать развитию самосознания и самодеятельности граждан
по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и вы-
полнения санитарного законодательства Республики Таджикистан;
д) должностные лица и специалисты Государственной санитарно -
эпидемиологической службы за ненадлежащее исполнение своих обязаннос-
тей несут ответственность в порядке, установленном законодательством
Республики Таджикистан.
Статья 36. Обжалование действий должностных лиц и специалистов
Государственной санитарно-эпидемиологической службы
Республики Таджикистан
Действия (бездействие) главных государственных санитарных врачей,
других должностных лиц и специалистов Государственной санитарно - эпи-
демиологической службы по предупреждению, обнаружению, пресечению са-
нитарного правонарушения могут быть обжалованы в течение месяца вышес-
тоящему по подчиненности главному государственному санитарному врачу.
Рассмотрение жалоб и принятие по ним решений производятся не
позднее 30 дней с момента поступления жалобы. При несогласии с приня-
тым решением действия должностных лиц и специалистов могут быть обжа-
лованы в суд. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого действия.
Статья 37. Правовое положение и социальная защита должностных лиц
и специалистов Государственной санитарно - эпидемиоло-
гической службы Республики Таджикистан
1. Главные государственные санитарные врачи, другие должностные
лица и специалисты Государственной санитарно - эпидемиологической
службы, осуществляющие государственный санитарно - эпидемиологический
надзор, являются представителями органов государственного управления и
находятся под защитой государства.
В своей деятельности они независимы и руководствуются только
действующим санитарным законодательством Республики Таджикистан, поль-
зуются преимущественным правом при распределении жилой площади, уста-
новке телефонов, предоставлении мест в детских дошкольных и санатор-
но-курортных учреждениях, медицинском обслуживании, а также при реше-
нии других вопросов социально-бытового обеспечения в порядке, предус-
мотренном законодательством.
2. Любое воздействие в какой бы то ни было форме на должностных
лиц и специалистов, осуществляющих государственный санитарно - эпиде-
миологический надзор, препятствующее выполнению ими профессиональных
обязанностей, или вмешательство в их деятельность запрещается.
Должностные лица и отдельные граждане, допускающие указанные
действия, подлежат ответственности в порядке, установленном законода-
тельством Республики Таджикистан. При исполнении своих служебных обя-
занностей должностные лица и специалисты Государственной санитар-
но-эпидемиологической службы пользуются правом бесплатного проезда,
при предъявлении служебного удостоверения, на общественном транспорте
городского, пригородного и местного значения.
Статья 38. Взаимодействие органов и учреждений Государственной
санитарно-эпидемиологической службы Республики Таджи-
кистан и органов и учреждений здравоохранения
Органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической
службы и здравоохранения обязаны осуществлять в пределах своей компе-
тенции постоянное тесное взаимодействие по вопросам охраны и укрепле-
ния здоровья населения, профилактики заболеваний и обеспечения сани-
тарно-эпидемиологического благополучия населения.
Раздел VII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ
Статья 39. Международные договоры
Если международным договором, заключенным с другими государства-
ми, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в санитарном
законодательстве Республики Таджикистан, то они применяются в той ме-
ре, в которой не могут представлять опасность для здоровья населения и
окружающей природной среды.
Председатель Верховного Совета
Республики Таджикистан Э.РАХМОНОВ
г.Душанбе, 20 июля 1994 года, № 987
Подчеркнутые изменения и дополнения в настоящий Закон внесены За-
коном Республики Таджикистан от 01.02.96 г., № 223 принятым на третьей
сессии Маджлиси Оли Республики Таджикистан первого созыва.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
О введении в действие Закона Республики Таджикистан
О государственном санитарном надзоре
Верховный Совет Республики Таджикистан постановляет:
1. Ввести в действие Закон Республики Таджикистан "О государс-
твенном санитарном надзоре" со дня его опубликования.
2. Правительству Республики Таджикистан в двухмесячный срок внес-
ти в Верховный Совет Республики Таджикистан предложения о приведении
законодательных актов в соответствие с Законом Республики Таджикистан
"О государственном санитарном надзоре".
Председатель Верховного Совета
Республики Таджикистан Э.РАХМОНОВ
г.Душанбе, 20 июля 1994 года, № 988