ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О государственном санитарном надзоре

(в редакции Закона РТ от 1 февраля 1996 г. № 223, от 1997 г.)

Настоящий Закон регулирует общественные и правовые отношения по

обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и радиационной

безопасности населения, закрепляет право человека на благоприятную ок-

ружающую среду и иные связанные с ним права и гарантии их реализации.

 

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство о санитарном надзоре

1. Законодательство о санитарном надзоре состоит из настоящего

Закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов ор-

ганов государственной власти и управления в пределах их полномочий.

2. Санитарное законодательство регулирует общественные отношения

в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как

необходимого условия реализации на территории республики прав и инте-

ресов граждан и общества, сохранения и укрепления здоровья, физическо-

го и духовного развития, долголетней активной жизни людей.

Статья 2. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

1. Санитарно - эпидемиологическое благополучие - состояние об-

щественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует

опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека, достигае-

мое путем осуществления комплекса законодательных, социально-экономи-

ческих, проектных, технических, санитарно-гигиенических, санитарно -

противоэпидемических и организационных мероприятий.

2. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечи-

вается:

а) реализацией республиканских, областных, городских и районных

программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, оз-

доровления среды обитания человека и условий его жизнедеятельности;

б) проведением государственными органами и общественными объеди-

нениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организация-

ми и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственнос-

ти, должностными лицами и гражданами, в качестве составной части их

деятельности, гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а так-

же соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;

в) сочетанием экономической заинтересованности юридических лиц и

граждан (иностранных граждан и лиц без гражданства) в соблюдении сани-

тарного законодательства Республики Таджикистан с их ответственностью

за санитарные правонарушения;

г) широкой информированностью населения о состоянии здоровья, ги-

гиенической и эпидемиологической обстановке, проводимых санитарно-про-

филактических мероприятиях;

д) воспитанием высокой санитарной культуры населения;

е) системой государственного санитарно-эпидемиологического надзо-

ра, производственного и общественного контроля.

Статья 3. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы

1. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее са-

нитарные правила) - нормативные акты, устанавливающие критерии безо-

пасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания

и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельнос-

ти.

2. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государс-

твенными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными

хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от

их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и граждана-

ми (далее - предприятиями, организациями и гражданами).

3. На территории республики действуют республиканские санитарные

нормы и правила.

4. Порядок разработки, утверждения, издания, введения в действие

и пересмотра республиканских санитарных правил устанавливается Прави-

тельством Республики Таджикистан.

Статья 4. Вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия на-

селения

1. К ведению высших органов государственной власти и управления

республики относятся:

а) формирование и проведение единой государственной политики в

области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населе-

ния;

б) совершенствование законодательства о санитарном надзоре;

в) регулирование деятельности министерств, ведомств, учреждений

(независимо от подчиненности) по вопросам санитарно-эпидемиологическо-

го благополучия населения;

г) разработка, утверждение и контроль за реализацией республи-

канских программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополу-

чия населения, внедрения научно-технических достижений в области про-

филактики заболеваний;

д) обеспечение эффективной деятельности государственной санитар-

но-эпидемиологической службы:

е) установление и отмена особых условий и режимов проживания на-

селения и ведения хозяйственной деятельности, направленных на предотв-

ращение и ликвидацию распространения инфекционных, неинфекционных за-

болеваний и отравлений людей;

ж) сотрудничество с другими республиками и иностранными государс-

твами в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия

населения.

2. К ведению местных органов управления относятся:

а) координация деятельности предприятий, организаций и граждан по

проведению ими комплекса гигиенических и противоэпидемических меропри-

ятий;

б) разработка, утверждение местных программ по обеспечению сани-

тарно-эпидемиологического благополучия населения и контроль за их вы-

полнением, а также реализация республиканских программ по аналогичным

вопросам;

в) организация оперативных мероприятий по предупреждению и ликви-

дации эпидемий инфекционных, неинфекционных заболеваний и отравлений

людей;

г) принятие решений о введении и отмене на своей территории ка-

рантина в случае возникновения эпидемий инфекционных, неинфекционных

заболеваний и отравлений людей;

д) обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан и ин-

тересов общества в санитарно-эпидемиологическом благополучии населе-

ния;

е) проведение в пределах предоставленных законодательством полно-

мочий политики экономического стимулирования деятельности юридических

лиц и граждан, направленной на предупреждение и ликвидацию вредного

влияния на организм человека факторов окружающей среды, профилактику

заболеваний, улучшение гигиенических условий труда и жизни людей.

 

Раздел II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ,

ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН, ЗАЩИТА И ГАРАНТИИ ИХ

ПРАВ ПО ВОПРОСАМ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Статья 5. Права граждан Республики Таджикистан

1. Граждане Республики Таджикистан имеют право на благоприятную

среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания,

быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или исполь-

зуемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны ока-

зывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и

будущих поколений.

Это право обеспечивается проведением комплекса мероприятий по

предотвращению влияния на человека неблагоприятных факторов среды его

обитания, выполнением предприятиями, организациями и гражданами требо-

ваний санитарного законодательства Республики Таджикистан.

2. Граждане Республики Таджикистан имеют право на своевременное

возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в

результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникнове-

ние инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравлений лю-

дей, а также профессиональных заболеваний.

Возмещение ущерба производится предприятиями, организациями,

гражданами, допустившими нарушения санитарных правил, добровольно либо

по решению суда.

Возмещение ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан, произ-

водится непосредственно пострадавшему либо, по его желанию, организа-

ции, принимающей на себя обязательства по его страхованию.

Споры по поводу размеров и порядков возмещения ущерба в результа-

те нарушений санитарных правил разрешаются в судебном порядке.

3. Граждане Республики Таджикистан при обращении в соответствую-

щие органы имеют право на получение от них в пределах их компетенции

полных и достоверных сведений;

-о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемиологи-

ческой обстановке, действующих санитарных правилах;

-о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического

благополучия и их результатах;

-о качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том чис-

ле пищевых продуктов, а также питьевой воды.

4. Граждане Республики Таджикистан непосредственно либо через

своего представителя или через общественные объединения имеют право

участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами государствен-

ной власти и управления решений, направленных на обеспечение санитар-

но-эпидемиологического благополучия населения.

Статья 6. Обязанности граждан Республики Таджикистан

Граждане Республики Таджикистан обязаны:

1) заботиться о состоянии своего здоровья, о здоровье и гигиени-

ческом воспитании своих детей, используя представляемые обществом воз-

можности по формированию здорового образа жизни;

2) соблюдать действующие санитарные правила;

3) проводить или принимать участие в проведении гигиенических

противоэпидемических мероприятий;

4) выполнять заключения, постановления, распоряжения и предписа-

ния должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической служ-

бы.

Статья 7. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без граж-

данства

Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Респуб-

лики Таджикистан пользуются теми же правами и несут те же обязанности

в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия насе-

ления, что и граждане Республики Таджикистан.

Статья 8. Права предприятий и организаций

1. Предприятия и организации при обращении в органы государствен-

ной власти и управления имеют право на получение от них на договорной

основе информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии

окружающей природной среды, заболеваемости населения, действующих са-

нитарных правилах.

2. Предприятия и организации имеют право на участие в разработке

органами государственной власти и управления решений, программ обеспе-

чения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

3. Предприятия и организации вправе устанавливать повышенные цены

на продукцию народного потребления, показатели качества которой по

заключению органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиоло-

гической службы свидетельствуют о полном отсутствии ее химического,

радиоактивного и микробиологического загрязнения, а также влияния

вредных физических факторов на организм человека.

Статьи 9. Обязанности предприятий и организаций

Предприятия и организации обязаны:

1) обеспечивать соблюдение действующего санитарного законодатель-

ства и установленных санитарных правил, осуществлять производственный

контроль за выполнением санитарных правил;

2) разрабатывать и проводить гигиенические и противоэпидемические

мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения

окружающей природной среды, оздоровление условий труда, быта и отдыха

населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний;

3) своевременно информировать органы и учреждения государственной

санитарно-эпидемиологической службы об аварийных ситуациях, остановках

производства, нарушения технологических процессов, создающих угрозу

санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

4) выполнять заключения, постановления, распоряжения и предписа-

ния должностных лиц органов и учреждений государственной санитар-

но-эпидемиологической службы Республики Таджикистан, в том числе о

приостановлении или прекращении финансирования строящихся и реконстру-

ируемых объектов и технологий с нарушением санитарных норм и правил;

5) применять меры материального стимулирования, направленные на

повышение заинтересованности трудовых коллективов и отдельных работни-

ков в соблюдении требований санитарного законодательства и санитарных

правил;

6) создавать условия для поддержания и повышения уровня здоровья

своих работников и населения, для предупреждения заболеваний и форми-

рования здорового образа жизни людей;

7) осуществлять гигиеническое обучение, и воспитание своих работ-

ников и населения, направленные на повышение санитарной культуры людей

и ведение здорового образа жизни;

8) обеспечивать реализацию прав граждан и других субъектов право-

вых отношений, предусмотренных статьями 5 и 8 настоящего Закона.

Статья 10. Защита прав граждан и других субъектов правовых отно-

шений

Решения органов государственной власти и управления, должностных

лиц, как коллегиональные, так и единоличные, а также их действия,

ущемляющие права юридических лиц и граждан, предусмотренные статьями 5

и 8 настоящего Закона, могут быть обжалованы в месячный срок в вышес-

тоящие по подчиненности организации. При несогласии с принятым решени-

ем эти действия могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном

законодательством.

Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого решения и действия.

 

Раздел III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 11. Планировка и застройка населенных пунктов

1. Планировка и застройка населенных пунктов должна предусматри-

вать создание наиболее благоприятных условий для жизни и здоровья на-

селения, комплексное благоустройство городов и других населенных пунк-

тов, предупреждение и ликвидацию вредного и опасного влияния факторов

окружающей природной среды и условий жизнедеятельности на здоровье че-

ловека.

2. При разработке норм проектирования, генеральных планов горо-

дов, проектов планировки и застройки населенных пунктов, проектов ра-

йонной планировки, решении вопросов размещения объектов гражданского,

промышленного и сельскохозяйственного назначения, выборе земельных

участков под строительство, а также при проектировании, строительстве,

реконструкции и модернизации объектов (пусковых комплексов, сооруже-

ний, транспортных средств и инженерных сетей) должны выполняться дейс-

твующие санитарные правила.

3. Предоставление земельных участков под строительство, утвержде-

ние норм проектирования, проектной и нормативно-технической документа-

ции на строительство (реконструкцию. модернизацию), застройку, ввод в

эксплуатацию жилых домов, зданий и сооружений культурно-бытового, жи-

лищно-коммунального назначения, промышленных, транспортных и других

предприятий (пусковых комплексов) и сооружений, а также транспортных

средств допускается только при наличии заключения органов или учрежде-

ний Государственной санитарно-эпидемиологической службы об их соот-

ветствии санитарным правилам.

4. Предприятия, организации и граждане, ответственные за выполне-

ние работ по проектированию и строительству объектов, зданий и соору-

жений, в случае несоблюдения санитарных правил или невозможности их

выполнения, обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение

этих работ и их финансирование по постановлению главного государствен-

ного санитарного врача или его заместителя.

Статья 12. Материалы, вещества, изделия и другая продукция народ-

ного хозяйства технологии их изготовления

1. Продукция народного хозяйства, производство, транспортировка,

хранение и применение которой требуют непосредственного участия чело-

века и могут оказать неблагоприятное влияние на его здоровье, по своим

показателям и свойствам должна отвечать действующим санитарным прави-

лам.

2. Новые технологии, материалы, вещества и изделия, предназначен-

ные для использования в народном хозяйстве и быту, допускаются к пос-

тановке на производство, к внедрению и применению только на основании

заключений органов или учреждений Государственной санитарно-эпидемио-

логической службы Республики Таджикистан об их соответствии санитарным

правилам.

3. Предприятия, организации и граждане, выпускающие продукцию, не

соответствующую действующим санитарным правилам, обязаны приостановить

ее производство и (или) реализацию по постановлению главного государс-

твенного врача или его заместителя.

Статья 13. Продовольственное сырье, пищевые продукты, технология

их изготовления и контактирующие с ними материалы и

изделия

1. Качество продовольственного сырья и пищевых продуктов, матери-

алов и изделий, контактирующих с ними в процессе изготовления, хране-

ния, транспортировки и реализации населению, должно соответствовать

установленным санитарным правилам.

2. Разработка и постановка на производство новых видов пищевых

продуктов, внедрение новых технологических процессов и технологическо-

го оборудования, производство тары, посуды и упаковочных материалов,

применение пищевых добавок и других веществ разрешаются только на ос-

новании гигиенической оценки их соответствия санитарным требованиям

органов или учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической

службы.

3. Продовольственное сырье, пищевые продукты и контактирующие с

ними материалы и изделия, не соответствующие санитарным правилам не-

медленно снимаются ее изготовителем (продавцом) с производства и (или)

реализации по постановлению главного государственного санитарного вра-

ча или его заместителя.

Статья 14. Продукция, закупаемая за рубежом

Закупаемая за рубежом продукция, применение и (или) употребление,

которой требует непосредственного участия человека, должна соответс-

твовать санитарным правилам и международным требованиям безопасности и

безвредности для человека.

Предприятия, организации и граждане, осуществляющие заключение

договоров, поставку и реализацию в Республике Таджикистан такой про-

дукции, обязаны обеспечивать выполнение установленных настоящей стать-

ей требований.

Статья 15. Хозяйственно-питьевое водоснабжение населения

1. Жители городов и других населенных пунктов должны обеспечи-

ваться питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения фи-

зиологических и хозяйственных потребностей человека.

2. Органы местного самоуправления, предприятия и организации обя-

заны осуществлять мероприятия, направленные на развитие систем центра-

лизованного водоснабжения.

Статья 16. Источники водопользования населения

1. Качество воды источников, используемых для централизованного и

нецентрализованного водоснабжения, для купания, занятий спортом и от-

дыха населения, в лечебных целях, а также качество воды водоемов в

черте населенных пунктов должно отвечать санитарным правилам.

2. В целях устранения и предупреждения загрязнения источников во-

допользования населения Правительством Республики Таджикистан, органа-

ми исполнительной власти (хукуматами) областей, городов и районов ус-

танавливаются зоны санитарной охраны со специальным режимом. (Закон от

01.02.96 г., № 223)

3. Предприятия, организации и граждане в случаях несоответствия

качества воды санитарным правилам обязаны обеспечить прекращение ис-

пользования населением водоисточников по постановлению главного госу-

дарственного санитарного врача или его заместителя.

Статья 17. Атмосферный воздух населенных пунктов, воздух рабочей

зоны и мест постоянного и временного пребывания людей

1. Атмосферный воздух населенных пунктов, территорий промышленных

предприятий, воздух рабочей зоны производственных и других помещений в

местах постоянного и временного пребывания людей должен соответство-

вать санитарным правилам.

2. В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха терри-

торий жилой застройки населенных пунктов производственными выбросами

органами исполнительной власти на местах (хукуматами) в устанавливают-

ся санитарно-защитные зоны со специальным режимом. (Закон от 01.02.96

г., № 223)

3. Предприятия, организации и граждане обязаны осуществлять комп-

лексные мероприятия, направленные на предотвращение и ликвидацию заг-

рязнения воздушной среды вредными веществами, воздействия на нее физи-

ческих факторов, которые оказывают неблагоприятное влияние на здоровье

человека,

Статья 18. Захоронение, переработка, обезвреживание и утилизация

производственных и бытовых отходов, содержание терри-

тории населенных пунктов

1. Производственные и бытовые отходы подлежат сбору, переработке,

обезвреживанию, захоронению, утилизации, условия и способы которых

должны удовлетворять требованиям безопасности и безвредности для здо-

ровья населения.

2. Территории населенных пунктов, предприятий и организаций долж-

ны содержаться в соответствии с санитарными правилами.

3. Порядок и условия обеспечения надлежащего санитарного состоя-

ния территорий населенных мест устанавливаются соответствующими орга-

нами исполнительной власти (хукуматами) и самоуправления (джамоатами)

на местах. (Закон от 01.02.96 г., № 223)

Статья 19. Эксплуатация производственных, общественных зданий,

помещений, сооружений и оборудования

1. При эксплуатации производственных, общественных помещений,

зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться благоприятные

для здоровья людей условия труда, быта и отдыха, осуществляться мероп-

риятия по охране окружающей природной среды, а также по предупреждению

возникновения и распространения заболеваний среди населения.

2. Предприятия, организации и граждане обязаны приостанавливать

либо полностью прекращать свою деятельность или работу отдельных це-

хов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транс-

портных средств, выполнение и оказание отдельных видов работ и услуг в

случае несоблюдения установленных санитарных правил по постановлению

главного государственного санитарного врача или его заместителя.

Статья 20. Работы с источниками ионизирующих и неионизирующих из-

лучений

1. При выполнении работ с радиоактивными веществами и другими ис-

точниками ионизирующих и неионизирующих излучений (шум, вибрация,

электромагнитные поля радиочастот, ультразвук и другие виды излучений)

должны соблюдаться санитарные правила.

2. Производство, применение, хранение, транспортировка и захоро-

нение радиоактивных веществ, других источников ионизирующих излучений,

а также применение источников электромагнитных полей допускаются толь-

ко при разрешении на эти виды деятельности органов и учреждений Госу-

дарственной санитарно-эпидемиологической службы.

Статья 21. Условия воспитания и обучение граждан

1. В детских дошкольных и оздоровительных учреждениях, школах,

профессионально-технических училищах, высших и средних специальных

учебных заведениях, на предприятиях и в организациях, осуществляющих

воспитание, обучение и профессиональную подготовку, должны обеспечи-

ваться условия для сохранения и укрепления здоровья граждан и профи-

лактики заболеваний, а также соблюдаться санитарные правила.

2. Программы, методики, режимы воспитания, обучения и профессио-

нальной подготовки утверждаются только при наличии заключения органов

или учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы об

их соответствии действующим санитарным правилам.

Статья 22. Профилактические медицинские осмотры

1. В целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и расп-

ространения заболеваний работники предприятий и организаций, граждане,

занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, должны проходить

медицинские осмотры как при приеме на работу, так и в последующем.

Профилактические медицинские осмотры работающих включаются в пе-

речень услуг, оказываемых при обязательном медицинском страховании.

2. Перечень вредных производственных факторов и работ, при выпол-

нении которых проводятся предварительные и периодические осмотры, и

порядок их проведения устанавливаются Государственной санитарно-эпиде-

миологической службой Республики Таджикистан по согласованию с Советом

федерации профсоюзов Республики Таджикистан.

3. В случае необходимости по решению Председателя Горно - Бадах-

шанской автономной области, области, города, района в отдельных орга-

низациях и на предприятиях могут вводиться дополнительные условия и

показания к проведению медицинских осмотров. (Закон от 01.02.96 г., №

223)

Статья 23. Предупреждение и ликвидация инфекционных, неинфекцион-

ных заболеваний и отравлений людей

1. В целях предупреждения возникновения и распространения, а так-

же ликвидации инфекционных, неинфекционных заболеваний и отравлений

людей должны своевременно и в полном объеме проводиться необходимые

комплексные организационные, инженерно-технические, профилактические,

медицинские, гигиенические и противоэпидемические мероприятия.

2. В случае распространения инфекционных, неинфекционных заболе-

ваний и отравлений людей на отдельных территориях и населенных пунктах

Правительством Республики Таджикистан, решением Председателя Горно -

Бадахшанской автономной области, области, города, района могут вво-

диться особые условия и режимы хозяйственной деятельности и жизни на-

селения.

3. Для оперативного руководства и координации деятельности орга-

низаций, предприятий и граждан по предупреждению и ликвидации инфекци-

онных заболеваний и отравлений людей Правительством Республики Таджи-

кистан, органами исполнительной власти (хукуматами) областей, городов

и районов образуются чрезвычайные противоэпидемические комиссии. (За-

кон от 01.02.96 г., № 223)

4. Больные инфекционными заболеваниями, граждане с подозрением на

такие заболевания и контактировавшие с инфекционными больными, подле-

жат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению, а при необ-

ходимости - лечению, обязательной госпитализации и изоляции (каранти-

ну).

Граждане, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болез-

ней, подлежат лечению и при необходимости изоляции. Эти же граждане,

если они могут быть источниками распространения инфекционных заболева-

ний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или

выполняемой работой, временно переводятся на другую работу, а при не-

возможности перевода - временно, до выздоровления, отстраняются от ра-

боты с выплатой пособия по социальному страхованию.

Для предупреждения инфекционных заболеваний гражданам проводятся

профилактические прививки. Предназначение, порядок, сроки проведения и

группы населения, подлежащие прививкам, определяются Министерством

здравоохранения Республики Таджикистан.

Статья 24. Специальные экспертизы и консультации по вопросам

обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия

1. Научно-исследовательские учреждения и организации, высшие

учебные заведения обязаны в пределах своей компетенции проводить по

поручению органов государственной власти и управления специальные экс-

пертизы и консультации по оценке влияния факторов среды обитания чело-

века на его здоровье.

2. Учреждения, организации и специалисты, проводящие экспертизу и

консультацию, несут ответственность за их качество, объективность и

полноту с учетом, современного уровня, научно-технического прогресса.

Статья 25. Гигиеническое воспитание и образование граждан

1. В целях повышения санитарной культуры населения, профилактики

заболеваний, для распространения знаний о здоровом образе жизни должны

проводиться гигиеническое воспитание и образование граждан.

2. Гигиеническое воспитание и образование граждан осуществляются

в процессе: их воспитания в семье, пребывании в детских дошкольных уч-

реждениях, обучения в школах и профессионально-технических училищах,

высших и средних специальных учебных заведениях, при подготовке, пере-

подготовке и повышении квалификации специалистов отраслей народного

хозяйства путем включения в программы обучения и воспитания разделов о

гигиенических знаниях; профессиональной гигиенической подготовки и ат-

тестации руководителей, специалистов и других работников предприятий и

организаций, характер деятельности которых связан с производством,

хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой

воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслужива-

нием населения.

 

Раздел IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Статья 26. Ответственность за нарушение санитарного законодатель-

ства

Предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собс-

твенности, должностные лица, а также граждане Республики Таджикистан,

иностранные граждане и лица без гражданства за нарушение санитарного

законодательства несут ответственность в соответствии с действующим

законодательством.

Статья 27. Экономическая ответственность предприятий и организа-

ций за нарушение санитарного законодательства Респуб-

лики Таджикистан

1. Предприятия и организации, допустившие загрязнение окружающей

природной среды, выпуск и (или) реализацию продукции, употребление

(использование) которой привело к возникновению инфекционных, неинфек-

ционных заболеваний и отравлений людей, обязаны по постановлению глав-

ного государственного санитарного врача или его заместителя: уплатить

штраф;

возместить дополнительные расходы лечебно-профилактических и са-

нитарно-профилактических учреждений на оказание медицинской помощи

больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий,

определяемых органами здравоохранения.

В случае отказа от добровольного возмещения расходов и уплаты

штрафов спор разрешается в судебном порядке.

 

Раздел V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ

НАДЗОР, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Статья 28. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятель-

ность органов и санитарно-профилактических учреждений, направленная на

профилактику заболеваний людей путем предупреждения, обнаружения и

пресечения нарушений санитарного законодательства.

2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает:

а) наблюдение, оценку и прогнозирование состояния здоровья насе-

ления в связи с состоянием среды его обитания;

б) выявление и установление причин и условий возникновения и

распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и отравлений

населения;

в) разработку обязательных для исполнения предложений по проведе-

нию мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благопо-

лучие населения;

г) осуществление контроля за проведением гигиенических и противо-

эпидемических мероприятий за соблюдением действующих санитарных правил

предприятиями, организациями и гражданами;

д) применение мер пресечения санитарного правонарушения и привле-

чение к ответственности лиц, их совершивших;

е) ведение государственного учета инфекционных, профессиональных,

неинфекционных заболеваний и отравлений населения в связи с неблагоп-

риятным влиянием на здоровье человека факторов среды его обитания, а

также санитарной статистики.

3. Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического

надзора возлагается на Государственную санитарно-эпидемиологическую

службу.

Статья 29. Производственный контроль

На администрацию предприятий и организаций, граждан, занимающихся

индивидуальной трудовой деятельностью, возлагается обязанность по

обеспечению производственного контроля за соблюдением установленных

санитарных правил в процессе производства (деятельности) и за выполне-

нием мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загряз-

нения окружающей природной среды, за условиями труда, быта, отдыха,

обучения и воспитания людей, за гигиеническими показателями качества

выпускаемой продукции.

Статья 30. Общественный контроль

Общественные объединения граждан в соответствии с их уставами и

другими нормативными актами, регулирующими их деятельность, вправе

осуществлять общественный контроль за выполнением установленных сани-

тарных правил и о его результатах информировать учреждения Государс-

твенной санитарно-эпидемиологической службы Республики Таджикистан.

Статья 31. Взаимодействие при осуществлении государственного са-

нитарно-эпидемиологического надзора, производственного

и общественного контроля

Организация производственного и общественного контроля в соот-

ветствии со статьями 29 - 30 настоящего Закона осуществляется во взаи-

модействии с органами и учреждениями Государственной санитарно-эпиде-

миологической службы.

 

Раздел VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ

СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Статья 32. Организация государственной санитарно-эпидемиологичес-

кой службы

1. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба составляет

единую систему, входит в состав Министерства здравоохранения Республи-

ки Таджикистан и возглавляется главным государственным санитарным вра-

чом Республики Таджикистан - заместителем Министра здравоохранения.

2. В систему органов и учреждений Государственной санитарно -

эпидемиологической службы Республики Таджикистан входят: Санитар-

но-эпидемиологическое Управление Минздрава Республики Таджикистан;

Республиканская санэпидстанция;

Областные, городские и районные санитарно-эпидемиологические и

дезинфекционные станции;

Санитарно-эпидемиологические станции на воздушном транспорте, же-

лезной дороге, Министерства внутренних дел и Министерства безопасности

Республики Таджикистан;

Таджикская противочумная станция;

Таджикский НИИ профилактической медицины;

Республиканский, областные Центры по профилактике и борьбе со

СПИДом.

3. Финансирование и материально-техническое обеспечение Государс-

твенной санитарно-эпидемиологической службы осуществляется из респуб-

ликанского и местных бюджетов. (Закон от 01.02.96 г., № 223)

В целях финансирования затрат на проведение в чрезвычайных ситуа-

циях гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации и

предупреждению распространения инфекционных и других массовых заболе-

ваний и отравлений населения при Министерстве здравоохранения Респуб-

лики Таджикистан создается специальный фонд (эпидемиологический), пра-

во распоряжаться им возлагается на главного государственного санитар-

ного врача и его первого заместителя.

Статья 33. Порядок назначения и освобождения должностных лиц Го-

сударственной санитарно-эпидемиологической службы Рес-

публики Таджикистан

1. Главный Государственный санитарный врач Республики Таджикистан

по должности является заместителем Министра здравоохранения Республики

Таджикистан, который назначается на должность и освобождается от долж-

ности по предоставлению Министра здравоохранения Правительством Рес-

публики Таджикистан.

2. Главные врачи областных, городских и районных санитарно-эпиде-

миологических учреждений являются Главными Государственными санитарны-

ми врачами областей, городов и районов и заместителями начальников Уп-

равлений или заведующих отделами здравоохранения органов исполнитель-

ной власти (хукуматов) соответствующих областей и городов, а также

главных врачей городов и районов, назначаются и освобождаются от долж-

ности в порядке установленном Законом Республики Таджикистан ("О Госу-

дарственной власти на местах" и другими законодательными актами Рес-

публики Таджикистан").

3. На начальника санитарно-эпидемиологического управления и глав-

ного врача Республиканской санитарно-эпидемиологической станции возла-

гаются обязанности заместителей Главного Государственного санитарного

врача Республики Таджикистан. (Закон от 01.02.96 г., № 223)

Статья 34. Права должностных лиц государственной санитарно - эпи-

демиологической службы Республики Таджикистан

1. Главный государственный санитарный врач Республики Таджикис-

тан, главные государственные санитарные врачи областей, городов и ра-

йонов и их заместители имеют право:

а) вносить в органы государственной власти и управления предложе-

ния по вопросам выполнения санитарного законодательства, а также по

проектам планов социального и экономического развития территорий,

комплексных программ охраны здоровья населения, окружающей природной

среды, улучшения условий труда и проживания граждан, направленных на

обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

б) беспрепятственно посещать (по предъявлении служебного удосто-

верения) и проводить обследования организаций, предприятий, жилищных

условий граждан, условий работы граждан, занимающихся индивидуальной

трудовой деятельностью, с целью проверки выполнения санитарного зако-

нодательства Республики Таджикистан, проведения гигиенических и проти-

воэпидемических мероприятий и соблюдения действующих санитарных пра-

вил;

в) предъявлять предприятиям, организациям и гражданам требования

о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устра-

нении санитарных правонарушений, а также осуществлять контроль за вы-

полнением этих требований;

г) поручать проведение специальных экспертиз и консультаций и по

их результатам представлять предприятиям, организациям и гражданам ос-

нованные на действующих санитарных правилах заключения;

д) выявлять и устанавливать причины и условия возникновения и

распространения инфекционных, профессиональных заболеваний, а также

неинфекционных заболеваний и отравлений людей, обусловленных неблагоп-

риятным воздействием на организм человека факторов среды его обитания;

е) приостанавливать впредь, до проведения необходимых мероприятий

и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невоз-

можности их соблюдения прекращать:

-работы по проектированию и строительству, а также введение в

эксплуатацию законченных строительством, реконструированных объектов и

их пусковых комплексов;

-эксплуатацию действующих предприятий, организаций, отдельных

производственных цехов, участков, помещений, зданий, сооружений, обо-

рудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов

работ и производственной деятельности;

-разработку, постановку на производство, производство и примене-

ние (использование) продукции народного хозяйства;

-производство, хранение, транспортировку и реализацию продоволь-

ственного сырья и пищевых продуктов, использование воды (водоисточни-

ков) для питьевых, хозяйственных и культурно-оздоровительных целей;

ж) вносить предложения в органы государственной власти и управле-

ния, а также в финансово-кредитные органы:

-о запрещении или введении на отдельных территориях особых усло-

вий и режимов проживания населения и осуществления ими хозяйственной

деятельности, направленных на ликвидацию и предотвращение распростра-

нения инфекционных заболеваний и отравлений населения;

-о приостановлении финансирования (кредитования) работ по проек-

тированию, строительству, а также хозяйственной деятельности предприя-

тий, организаций и граждан в случае невыполнения ими санитарных пра-

вил, постановлений органов и учреждений Государственной санитарно-эпи-

демиологической службы;

-о приостановлении или прекращении этой деятельности;

з) принимать решения:

-о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями

возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их расп-

ространения в связи с особенностями выполняемой работы или производс-

тва, в котором они заняты;

-о проведении лабораторного обследования и медицинского наблюде-

ния за гражданами, контактировавшими с больными инфекционными заболе-

ваниями;

-об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с

подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для

окружающих;

-о проведении дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах ин-

фекционных заболеваний, а также в помещениях и на территории, где сох-

раняются условия для возникновения или распространения инфекционных

заболеваний;

-о проведении профилактических прививок населению или отдельным

группам граждан по эпидемиологическим показаниям;

и) вызывать в учреждения Государственной санитарно-эпидемиологи-

ческой службы должностных лиц и граждан для рассмотрения материалов по

фактам нарушений санитарного законодательства и санитарных правил;

к) рассматривать дела о санитарном правонарушении, налагать адми-

нистративные взыскания, передавать материалы в следственные органы для

возбуждения уголовных дел, представлять вышестоящим должностным лицам

или органам управления предложения о применении мер дисциплинарного

воздействия;

л) предъявлять требования:

-о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью гражданам;

-о возмещении расходов лечебно-профилактических и санитарно-про-

филактических учреждений на проведение или гигиенических, противоэпи-

демических и медицинских мероприятий при возникновении инфекционных

заболеваний и отравлений людей;

-об уплате штрафов;

м) получать без каких-либо ограничений от предприятий, организа-

ций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения задач,

возложенных на органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемио-

логической службы Республики Таджикистан;

н) изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых

продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и про-

ведения гигиенической экспертизы.

2. Главный государственный санитарный врач республики и его за-

местители имеют право утверждать в установленном порядке республиканс-

кие санитарные правила, издавать и вводить их в действие.

3. Главный государственный санитарный врач республики и его за-

местители имеют также право поручать организациям и учреждениям прове-

дение специальных экспертиз и консультаций и представлять предприяти-

ям, организациям и гражданам заключения по нормам проектирования, нор-

мативно-технической, технологической и эксплуатационной документации

на новую (модернизируемую) продукцию народного хозяйства и технологию

ее изготовления, по контрактной документации на поставку в Республику

Таджикистан из-за рубежа продукции, предназначенной для использования

в народном хозяйстве и быту, а также пищевых продуктов и продовольст-

венного сырья, по программам и режимам воспитания, обучения, учеб-

но-трудовой нагрузки.

4. Права, предусмотренные в подпунктах "б", "в" пункта 1 настоя-

щей статьи, распространяются также на должностных лиц и специалистов

органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической

службы.

Статья 35. Обязанности и ответственность должностных лиц и специ-

алистов Государственной санитарно-эпидемиологической

службы Республики Таджикистан

Главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица

и специалисты Государственной санитарно-эпидемиологической службы,

осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в

пределах своей компетенции обязаны:

а) использовать своевременно и в полной мере предоставленные им

полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению санитарных пра-

вонарушений;

б) координировать свою деятельность с органами государственной

власти и управления, общественными объединениями граждан, заинтересо-

ванными в деле защиты прав и интересов граждан и общества в охране и

укреплении здоровья населения, обеспечении его санитарно - эпидемиоло-

гического благополучия;

в) сохранять государственную и коммерческую тайну в отношении ин-

формации, которая может стать им известна при выполнении своих функци-

ональных обязанностей;

г) содействовать развитию самосознания и самодеятельности граждан

по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и вы-

полнения санитарного законодательства Республики Таджикистан;

д) должностные лица и специалисты Государственной санитарно -

эпидемиологической службы за ненадлежащее исполнение своих обязаннос-

тей несут ответственность в порядке, установленном законодательством

Республики Таджикистан.

Статья 36. Обжалование действий должностных лиц и специалистов

Государственной санитарно-эпидемиологической службы

Республики Таджикистан

Действия (бездействие) главных государственных санитарных врачей,

других должностных лиц и специалистов Государственной санитарно - эпи-

демиологической службы по предупреждению, обнаружению, пресечению са-

нитарного правонарушения могут быть обжалованы в течение месяца вышес-

тоящему по подчиненности главному государственному санитарному врачу.

Рассмотрение жалоб и принятие по ним решений производятся не

позднее 30 дней с момента поступления жалобы. При несогласии с приня-

тым решением действия должностных лиц и специалистов могут быть обжа-

лованы в суд. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого действия.

Статья 37. Правовое положение и социальная защита должностных лиц

и специалистов Государственной санитарно - эпидемиоло-

гической службы Республики Таджикистан

1. Главные государственные санитарные врачи, другие должностные

лица и специалисты Государственной санитарно - эпидемиологической

службы, осуществляющие государственный санитарно - эпидемиологический

надзор, являются представителями органов государственного управления и

находятся под защитой государства.

В своей деятельности они независимы и руководствуются только

действующим санитарным законодательством Республики Таджикистан, поль-

зуются преимущественным правом при распределении жилой площади, уста-

новке телефонов, предоставлении мест в детских дошкольных и санатор-

но-курортных учреждениях, медицинском обслуживании, а также при реше-

нии других вопросов социально-бытового обеспечения в порядке, предус-

мотренном законодательством.

2. Любое воздействие в какой бы то ни было форме на должностных

лиц и специалистов, осуществляющих государственный санитарно - эпиде-

миологический надзор, препятствующее выполнению ими профессиональных

обязанностей, или вмешательство в их деятельность запрещается.

Должностные лица и отдельные граждане, допускающие указанные

действия, подлежат ответственности в порядке, установленном законода-

тельством Республики Таджикистан. При исполнении своих служебных обя-

занностей должностные лица и специалисты Государственной санитар-

но-эпидемиологической службы пользуются правом бесплатного проезда,

при предъявлении служебного удостоверения, на общественном транспорте

городского, пригородного и местного значения.

Статья 38. Взаимодействие органов и учреждений Государственной

санитарно-эпидемиологической службы Республики Таджи-

кистан и органов и учреждений здравоохранения

Органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической

службы и здравоохранения обязаны осуществлять в пределах своей компе-

тенции постоянное тесное взаимодействие по вопросам охраны и укрепле-

ния здоровья населения, профилактики заболеваний и обеспечения сани-

тарно-эпидемиологического благополучия населения.

 

Раздел VII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья 39. Международные договоры

Если международным договором, заключенным с другими государства-

ми, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в санитарном

законодательстве Республики Таджикистан, то они применяются в той ме-

ре, в которой не могут представлять опасность для здоровья населения и

окружающей природной среды.

 

Председатель Верховного Совета

Республики Таджикистан Э.РАХМОНОВ

г.Душанбе, 20 июля 1994 года, № 987

 

Подчеркнутые изменения и дополнения в настоящий Закон внесены За-

коном Республики Таджикистан от 01.02.96 г., № 223 принятым на третьей

сессии Маджлиси Оли Республики Таджикистан первого созыва.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О введении в действие Закона Республики Таджикистан

О государственном санитарном надзоре

Верховный Совет Республики Таджикистан постановляет:

1. Ввести в действие Закон Республики Таджикистан "О государс-

твенном санитарном надзоре" со дня его опубликования.

2. Правительству Республики Таджикистан в двухмесячный срок внес-

ти в Верховный Совет Республики Таджикистан предложения о приведении

законодательных актов в соответствие с Законом Республики Таджикистан

"О государственном санитарном надзоре".

Председатель Верховного Совета

Республики Таджикистан Э.РАХМОНОВ

г.Душанбе, 20 июля 1994 года, № 988

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz