ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Об охране здоровья населения

Настоящий Закон определяет и регулирует отношения органов госу-

дарственной власти, должностных лиц, граждан, общественных организа-

ций, предприятий, независимо от форм собственности, в области охраны

здоровья населения в соответствии с Конституцией Республики Таджикис-

тан.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Cтатья 1. Законодательство Республики Таджикистан об охране здо-

ровья населения

Законодательство об охране здоровья населения Республики Таджи-

кистан состоит из норм Конституции Республики Таджикистан, настоящего

Закона и других законодательных актов Республики Таджикистан, междуна-

родных правовых актов, признанных Таджикистаном, и заключенных им меж-

государственных договоров, а также нормативных актов, издаваемых орга-

нами государственной власти.

Статья 2. Задачи настоящего Закона

Задачами настоящего Закона являются:

- обеспечение гарантируемого Конституцией Республики Таджикистан

права граждан на охрану здоровья;

- определение компетенции и ответственности органов государствен-

ной власти и их структур в вопросах охраны здоровья населения;

- правовое регулирование деятельности предприятий, учреждений и

организаций, юридических и физических лиц, независимо от форм собс-

твенности, а также государственной и негосударственной систем здраво-

охранения в области охраны здоровья населения;

- определение профессиональных прав, обязанностей и ответствен-

ности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий

их социальной защиты;

- определение и установление гарантий соблюдения прав, а также

обязанностей граждан, отдельных групп населения в сфере охраны здо-

ровья;

- правовое регулирование международного сотрудничества Республики

Таджикистан в области охраны здоровья населения.

Статья 3. Основы охраны здоровья населения в Республике Таджикис-

тан

Охрана здоровья населения в Республике Таджикистан осуществляется

путем:

- соблюдения прав человека и гражданина в области охраны здоровья

и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий;

- повышения ответственности органов государственной власти и их

структур, предприятий, независимо от форм собственности, должностных

лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья;

- последовательного развития социально-экономической и производс-

твенной базы охраны здоровья населения, улучшения финансирования госу-

дарственной системы здравоохранения;

- развития и поощрения принципа приоритетности профилактических

мероприятий в области охраны здоровья населения и здравоохранения,

борьбы с заболеваниями;

- широкой пропаганды путей профилактики заболеваний, повышения

медико-санитарных знаний населения;

- физического и гигиенического воспитания граждан, развития мас-

совой физической культуры и спорта;

- осуществления всеми заинтересованными структурами органов госу-

дарственной власти отраслевых и межотраслевых, а также предприятиями,

независимо от форм собственности, мероприятий в области профилактики

болезней и охраны здоровья населения;

- обеспечения доступности населению бесплатного объема медицинс-

кой помощи;

- развития приоритетных направлений и служб государственной сис-

темы здравоохранения, разработки и реализации целевых программ по наи-

более актуальным проблемам охраны здоровья населения;

- перехода к многоукладной (государственной и частной) системе

здравоохранения;

- развития науки, подготовки научных и высококвалифицированных

медицинских кадров;

- использования в деятельности учреждений здравоохранения дости-

жений науки, техники и медицинской практики;

- развития сети санаторно-курортных учреждений, профилакториев,

домов отдыха, пансионатов, туристских баз и других учреждений для ле-

чения и отдыха трудящихся;

- оздоровления окружающей среды, обеспечения санитарной охраны

водоемов, почвы и атмосферного воздуха;

- участия общественных организаций и движений, трудовых коллекти-

вов в охране здоровья населения;

- участия населения в охране, сохранении и укреплении собственно-

го здоровья и здоровья окружающих.

Статья 4. Компетенция высших органов государственной власти Рес-

публики Таджикистан в вопросах охраны здоровья населе-

ния

Компетенция Маджлиси Оли Республики Таджикистан:

- принятие, изменение и отмена законодательных актов в области

охраны здоровья населения;

- утверждение доли расходов на здравоохранение в структуре госу-

дарственного бюджета;

- установление основ государственной политики в области охраны

здоровья населения;

- ратификация и денонсация международных договоров в области ох-

раны здоровья населения.

Компетенция Правительства Республики Таджикистан:

- разработка и реализация национальных, государственных, отрасле-

вых и межотраслевых концепций и программ по развитию науки и здравоох-

ранения, фармацевтической и медицинской промышленности, борьбе с забо-

леваниями, оказанию медицинской помощи, подготовке кадров, медицинско-

му образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья

населения;

- установление структуры органов управления государственной сис-

темы здравоохранения, порядка их организации и деятельности;

- определение доли расходов на здравоохранение при формировании

государственного бюджета республики, формирование целевых фондов,

предназначенных для охраны здоровья населения;

- управление государственной собственностью, используемой в об-

ласти охраны здоровья населения;

- обеспечение экологической и радиационной безопасности, охраны

окружающей природной среды;

- организация системы санитарной охраны территории республики,

обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора,

разработка и утверждение республиканских санитарных правил, норм и ги-

гиенических нормативов;

- реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту

их здоровья при чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение единой технической политики в области фармацевти-

ческой и медицинской промышленности, утверждение государственных стан-

дартов Республики Таджикистан, технических условий на продукцию меди-

цинского назначения, организация надзора за их соблюдением;

- сертификация (регистрация, испытание и разрешение применения)

лекарственных и других препаратов медицинского назначения, выдача ли-

цензий на их производство, контроль за их производством, реализацией и

использованием;

- установление единой государственной системы статистического

учета и отчетности в области охраны здоровья населения;

- разработка единой государственной системы, единых критериев и

программ подготовки медицинских и фармацевтических кадров, определение

номенклатуры специальностей в здравоохранении, установление основных

льгот работникам системы здравоохранения;

- определение номенклатуры и основного порядка работы учреждений

государственной системы здравоохранения, разработка и утверждение ти-

повых положений и нормативов медицинского обслуживания населения;

- разработка и утверждение базовой программы обязательного меди-

цинского страхования граждан Республики Таджикистан;

- установление стандартов качества медицинской помощи и контроль

за их соблюдением;

- координация деятельности органов исполнительной власти, а также

государственной и частной систем здравоохранения в вопросах охраны

здоровья населения;

- установление порядка производства медицинских экспертиз;

- установление порядка лицензирования медицинской и фармацевти-

ческой деятельности;

- координация научных исследований, финансирование республиканс-

ких программ научных исследований в области охраны здоровья населения;

- международное сотрудничество Республики Таджикистан и заключе-

ние международных договоров Республики Таджикистан в области охраны

здоровья населения.

Статья 5. Руководство охраной здоровья населения в Республике

Таджикистан

Руководство охраной здоровья населения в Республике Таджикистан

осуществляют государственные органы исполнительной власти в соответс-

твии с законодательством Республики Таджикистан.

Министерство здравоохранения Республики Таджикистан руководит

здравоохранением в стране, деятельностью республиканских учреждений,

научно-исследовательских и учебных заведений государственной системы

здравоохранения, анализирует состояние, разрабатывает политику и стра-

тегию охраны здоровья населения и здравоохранения; совместно с органа-

ми исполнительной власти на местах осуществляет координацию и контроль

деятельности органов и учреждений государственной системы здравоохра-

нения за качеством оказания медико-санитарной, лекарственной помощи

ведомственными учреждениями, учреждениями частной системы здравоохра-

нения и несут ответственность за состояние и развитие здравоохранения.

Статья 6. Компетенция местных органов государственной власти в

вопросах охраны здоровья населения

К ведению местных органов государственной власти в вопросах охра-

ны здоровья населения относятся:

- контроль за соблюдением законодательства в области охраны здо-

ровья населения;

- защита прав и свобод граждан в области охраны здоровья;

- формирование собственного бюджета на здравоохранение, целевых

фондов, предназначенных для охраны здоровья населения на своей терри-

тории, включая подготовку медицинских кадров и организации научных

исследований по актуальным проблемам здоровья населения, проживающего

на подведомственной территории;

- формирование органов управления, развитие сети и укрепление ма-

териально-технической базы, обеспечение лекарствами, медицинской тех-

никой и изделиями медицинского назначения учреждений территориальной

государственной системы здравоохранения, определения характера и объ-

ема их деятельности;

- организация первичной медико-санитарной, других видов меди-

ко-социальной помощи, обеспечение ее доступности для населения, конт-

роль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи, обеспече-

ние граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назна-

чения на подведомственной территории;

- создание условий для развития частной системы здравоохранения;

- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населе-

ния и условий для осуществления государственного санитарно-эпидемиоло-

гического надзора на подведомственной территории;

- выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье населе-

ния и проведение мероприятий по их устранению, осуществление профилак-

тических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоох-

ранных мер;

- координация и контроль деятельности предприятий, органов и уч-

реждений государственной системы здравоохранения в пределах своих пол-

номочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в

частной системе здравоохранения на подведомственной территории;

- охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической

безопасности;

- разработка и реализация территориальных программ развития здра-

воохранения и по актуальным проблемам охраны здоровья населения, вклю-

чая программы, основанные на целях и задачах национальных, республи-

канских отраслевых и межотраслевых программ борьбы с заболеваниями;

- разработка и реализация программ повышения медико-санитарных

знаний и санитарно-гигиенического воспитания населения с использовани-

ем всех форм и методов, а также каналов информаций;

- обеспечение создания необходимых материально-технических и дру-

гих условий для работы подведомственных государственных учреждений

здравоохранения;

- приостановление деятельности юридических, независимо от форм

собственности, и физических лиц, находящихся на подведомственной тер-

ритории и не соблюдающих требования по охране здоровья населения;

- выполнение других функций по управлению здравоохранением и ох-

ране здоровья населения на подведомственной территории в соответствии

с Конституцией Республики Таджикистан, конституционными Законами Рес-

публики Таджикистан "О государственной власти на местах", "О Горно-Ба-

дахшанской автономной области", настоящим Законом, другими законами и

иными правовыми актами Республики Таджикистан.

Статья 7. Ответственность государственных органов по охране здо-

ровья населения

Государственные органы представительной и исполнительной власти

ответственны за обеспечение социальных, экономических и других условий

жизнедеятельности населения, способствующих формированию, охране и ук-

реплению здоровья населения, экологического и санитарно-эпидемиологи-

ческого благополучия и профилактики заболеваний, развития здравоохра-

нения.

Статья 8. Ответственность работодателей и должностных лиц за ох-

рану здоровья населения

Работодатели (независимо от форм собственности) и должностные ли-

ца ответственны за:

- санитарно-эпидемиологическое благополучие и охрану окружающей

среды, профилактику заболеваний;

- создание здоровых условий труда, быта и отдыха работников;

- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил содержания

производственных помещений и территорий;

- информирование работающих и населения о вредных факторах произ-

водства;

- создание условий, разработку и использование системы моральных

и материальных стимулов для работников, ведущих здоровый образ жизни;

- ущерб, причиненный здоровью отдельных лиц;

- нарушение законодательства Республики Таджикистан.

Все затраты, понесенные учреждениями здравоохранения в связи с

лечением и ликвидацией заболеваний, травм, возникших по вине юридичес-

ких, независимо от их форм собственности, и физических лиц возмещаются

ими в полном размере в пользу соответствующих органов и учреждений

здравоохранения в порядке, установленном законодательством Республики

Таджикистан.

Статья 9. Профилактическая работа по охране здоровья населения

Профилактическая работа по охране здоровья населения осуществля-

ется государством и всеми юридическими лицами, независимо от форм

собственности, путем организации социально-экономических и других ме-

роприятий, направленных на устранение факторов и условий, способствую-

щих формированию болезней, вредно влияющих на здоровье граждан. К про-

филактике заболеваний активно привлекаются граждане.

Статья 10. Участие общественных объединений в охране здоровья на-

селения

Общественные объединения в соответствии с законодательством Рес-

публики Таджикистан и их уставами принимают участие в обеспечении ох-

раны и укреплении здоровья населения, пропагандируют медицинские и ги-

гиенические знания.

Статья 11. Государственная система здравоохранения. Развитие сети

государственных учреждений здравоохранения

К государственной системе здравоохранения относятся:

- министерство здравоохранения Республики Таджикистан и соответс-

твующие структурные подразделения органов исполнительной власти на

местах;

- находящиеся в государственной собственности и подчиненные орга-

нам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профи-

лактические и научно-исследовательские учреждения и Центры, медицинс-

кие учебные и другие образовательные учреждения, санитарно-эпидемиоло-

гические учреждения, санаторные и другие учреждения, предназначенные

для проведения восстановительного лечения, фармацевтические предприя-

тия и организации, аптечные учреждения, Комитет фармацевтической ин-

дустрии, Государственный научный Центр экспертизы, сертификации фарма-

цевтической продукции, медицинской техники, изделия медицинского и са-

нитарно-гигиенического назначения, продуктов лечебно-профилактического

питания и косметики и его региональные филиалы, учреждения судебно-ме-

дицинской экспертизы, учреждения по медицинской технике и изделиям ме-

дицинского назначения, другие учреждения материально-технического

обеспечения, предприятия по производству оборудования для здравоохра-

нения, медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприя-

тия, учреждения и организации;

- находящиеся в государственной собственности лечебно-профилакти-

ческие и иные учреждения здравоохранения в структуре других минис-

терств и ведомств Республики Таджикистан, которые могут иметь в своем

ведении такие учреждения здравоохранения и обязаны управлять ими в со-

ответствии с законодательством Республики Таджикистан в области охраны

здоровья населения и ведомственными нормативными актами, учитывающими

специфику их деятельности.

Развитие сети государственных учреждений здравоохранения, их раз-

мещение должно осуществляться исходя из установленных нормативов и ре-

альной потребности населения, с учетом экономических, географических и

других особенностей Горно-Бадахшанской автономной области, областей,

городов и районов республики.

При проектировании и строительстве населенных пунктов, жилых мас-

сивов, предприятий и иных объектов должно предусматриваться строитель-

ство необходимых учреждений здравоохранения, спортивных зданий и соо-

ружений.

Статья 12. Порядок организации деятельности государственных уч-

реждений здравоохранения

Порядок организации деятельности республиканских государственных

лечебно-профилактических и иных учреждений и предприятий устанавлива-

ется Министерством здравоохранения Республики Таджикистан, ведомствен-

ных - соответствующими министерствами и ведомствами, а на местах - ор-

ганами местной власти в соответствии с законодательством Республики

Таджикистан.

Раздел II. Занятие медицинской и фармацевтической деятельностью

Статья 13. Занятие медицинской и фармацевтической деятельностью

Право на занятие медицинской или фармацевтической деятельностью в

Республике Таджикистан имеют лица, имеющие высшее или среднее меди-

цинское или фармацевтическое образование в Республике Таджикистан,

имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами

деятельности, перечень которых устанавливается Министерством здравоох-

ранения Республики Таджикистан, также сертификат специалиста и лицен-

зию.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского про-

фессионального образования или дополнительного образования (повышение

квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого

центральной аттестационной комиссией при Министерстве здравоохранения

Республики Таджикистан.

Порядок проведения аттестации медицинских и фармацевтических кад-

ров, выдачи сертификата и лицензии устанавливается Министерством здра-

воохранения Республики Таджикистан.

Лица, получившие медицинскую или фармацевтическую подготовку и

диплом в соответствующих учебных заведениях стран Содружества и иност-

ранных государств, а также иностранные юридические и физические лица

допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности в госу-

дарственной или частной системах здравоохранения в порядке, установ-

ленном Правительством Республики Таджикистан, если иное не предусмот-

рено международными договорами Республики Таджикистан.

Медицинские и фармацевтические работники, не работавшие по своей

профессии более трех лет, могут быть допущены к занятию медицинской и

фармацевтической деятельностью только после стажировки и подтверждения

своей квалификации в порядке, установленном Министерством здравоохра-

нения Республики Таджикистан.

Вмешательство в профессиональную деятельность медицинских и фар-

мацевтических работников со стороны органов государственной власти,

управления и других органов (за исключением Министерства здравоохране-

ния Республики Таджикистан и его местных органов управления), учрежде-

ний, организаций, а также граждан запрещается, за исключением случаев

нарушения медицинскими и фармацевтическими работниками своих професси-

ональных обязанностей.

Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической дея-

тельностью, несут ответственность в соответствии с законодательством

Республики Таджикистан.

Лишение права на медицинскую и фармацевтическую деятельность про-

изводится в судебном порядке.

Статья 14. Частная система здравоохранения. Частная медицинская

практика. Право на занятие частной медицинской практи-

кой

В частную систему здравоохранения входят лечебно-профилактичес-

кие, аптечные, научно-исследовательские, образовательные учреждения,

создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и ор-

ганизациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.

Частная медицинская практика - это оказание медицинских услуг ме-

дицинскими работниками за счет личных средств граждан или средств

предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинс-

ких организаций, в соответствии с заключенными договорами. Деятель-

ность учреждений частной системы здравоохранения и частная медицинская

практика осуществляются в соответствии с законодательством Республики

Таджикистан, настоящим Законом, иными правовыми актами Республики Тад-

жикистан, а также нормативными актами Министерства здравоохранения

Республики Таджикистан.

Право на занятие частной медицинской практикой имеют лица, имею-

щие диплом о высшем или среднем медицинском образовании и не ниже пер-

вой квалификационной категории по специальности, а также сертификат

специалиста и лицензию на избранный вид деятельности.

Лицензия на занятие частной врачебной практикой выдается в поряд-

ке, установленном Правительством Республики Таджикистан.

Контроль за качеством оказания медицинской помощи осуществляется

Министерством здравоохранения Республики Таджикистан, управлениями

(отделами) здравоохранения исполнительных органов государственной

власти на местах.

Запрещение занятия частной медицинской практикой производится по

решению органа, выдавшего лицензию на занятие частной медицинской

практикой, или суда.

Предприятия, учреждения и организации частной системы здравоохра-

нения осуществляют свою деятельность только при наличии лицензии на

избранный вид деятельности, которая выдается на основании сертификата

соответствия условий их деятельности установленным стандартам. В слу-

чаях оказания медицинской помощи по нескольким профилям в лицензии

указывается отдельно каждый вид деятельности.

Выдача указанных лицензий и сертификатов проводится в порядке,

установленном Правительством Республики Таджикистан. Лишение лицензий,

а также приостановление их действия осуществляются при несоблюдении

предприятиями, учреждениями и организациями требований стандартов ка-

чества медицинской помощи и других требований, установленных Минис-

терством здравоохранения Республики Таджикистан.

Лишение лицензии или приостановление их действия осуществляется в

порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан и может

быть обжалован в судебном порядке.

Статья 15. Право на занятие народной медициной (целительством)

Народная медицина - это методы оздоровления, профилактики, диаг-

ностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвер-

дившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, уста-

новленном законодательством Республики Таджикистан.

Правом на занятие народной медициной обладают жители Республики

Таджикистан прошедшую специальную подготовку и получившие диплом цели-

теля, а также лицензию.

Порядок подготовки целителя в области народной медицины и выдача

лицензий определяет Министерство здравоохранения Республики Таджикис-

тан.

Проведение сеансов массового целительства, в том числе с исполь-

зованием средств массовой информации, запрещается.

Лишение диплома целителя и лицензий производится в порядке уста-

новленном Министерством здравоохранения Республики Таджикистан и может

быть обжаловано в суде.

Статья 16. Клятва врача Республики Таджикистан

Лица окончившие высшее медицинское учебное заведение Республики

Таджикистан и получившие диплом врача, дают клятву врача Республики

Таджикистан:

Я, выпускник высшего медицинского учебного заведения Республики

Таджикистан, принимая с глубокой ответственностью диплом врача, прис-

тупая к врачебной деятельности и постигая всю важность обязанностей,

возлагаемых на меня этим званием,

КЛЯНУСЬ

стать достойным наследником великого ученого и врача Абуали ибн

Сино все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека,

предупреждению и лечению заболеваний, добросовестно трудиться там, где

этого требуют интересы людей;

быть всегда готовым помочь страждущим, внимательно и заботливо

относиться к больным, свято хранить врачебную тайну и не употреблять

во зло врачебное мастерство;

постоянно совершенствовать свои медицинские познания, способство-

вать своим трудом развитию науки и практики;

обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к

коллегам и самому никогда не отказывать им в совете и помощи;

беречь и развивать традиции народной медицины, во всех своих

действиях руководствоваться принципами общечеловеческой морали, гума-

низма, всегда помнить о высоком призвании наследников Сино:

ОБЕЩАЮ:

верность этой клятве пронести через всю свою жизнь!

Клятва врача Республики Таджикистан принимается в торжественной

обстановке. В дипломе о принятии клятвы делается специальная отметка.

Врачи за нарушение клятвы несут ответственность в соответствии с

законодательством Республики Таджикистан.

Статья 17. Социальная защита работников здравоохранения

Медицинские и фармацевтические работники государственной системы

здравоохранения имеют право на первоочередное получение и безвозмезд-

ную приватизацию жилья.

Медицинские и фармацевтические работники государственной системы

здравоохранения и члены их семей обеспечиваются бесплатной электроэ-

нергией и коммунальными услугами в порядке, установленном Правительст-

вом Республики Таджикистан.

При выходе данных работников на пенсию, указанные в настоящей

статье льготы сохраняются.

Работникам государственной системы здравоохранения с разъездным

характером деятельности предоставляется право бесплатного проезда на

общественном транспорте (кроме такси) за счет средств органов исполни-

тельной власти на местах (хукуматов). Перечень таких работников опре-

деляется Правительством Республики Таджикистан.

За медицинскими и фармацевтическими работниками государственной

системы здравоохранения, направленными на работу или изъявившими жела-

ние работать по договору в сельской местности, сохраняется право поль-

зования жилым помещением по месту постоянного проживания в течение вы-

полнения работы в сельском учреждении здравоохранения.

Для родственников или близких, находящихся на иждивении медицинс-

ких работников государственной системы здравоохранения, погибших при

исполнении служебных обязанностей, выплачивается единовременное посо-

бие в размере пятилетней заработной платы.

Порядок выплаты пособия определяется Правительством Республики

Таджикистан.

Случаи заболевания и потери трудоспособности в результате испол-

нения профессиональных обязанностей, приведших к инвалидности, уста-

новленной врачебно-трудовой экспертной комиссией (ВТЭК), приравнивают-

ся к профессиональным заболеваниям.

При предоставлении работникам государственной системы здравоохра-

нения ежегодных трудовых отпусков выплачивается лечебное пособие в

размере среднемесячного оклада.

Помимо льгот, предусмотренных законодательством Республики Таджи-

кистан работникам государственной системы здравоохранения могут уста-

навливаться и другие дополнительные льготы по решению органов исполни-

тельной власти на местах (хукуматов).

Дополнительные льготы работникам государственной системы здраво-

охранения могут предоставлять предприятия, учреждения, организации,

независимо от форм собственности, предприниматели.

Работники здравоохранения, отличившиеся при исполнении своих про-

фессиональных обязанностей, добросовестно и четко выполняющие свой

долг, представляются к награждению Государственными наградами Респуб-

лики Таджикистан в соответствии с Законом Республики Таджикистан "О

государственных наградах Республики Таджикистан". Честь и достоинство

медицинских и фармацевтических работников, их профессиональные и соци-

альные права охраняются законодательством Республики Таджикистан.

Статья 18. Профессиональные обязанности медицинских и фармацевти-

ческих работников

Медицинские и фармацевтические работники осуществляют свою дея-

тельность, руководствуясь гуманными принципами медицинской этики, ре-

гулирующими нравственные взаимоотношения медицинских работников с па-

циентами, их родственниками и между собой.

Медицинские и фармацевтические работники обязаны постоянно совер-

шенствовать свои профессиональные знания и навыки.

Медицинские и фармацевтические работники при необходимости обяза-

ны оказывать гражданам неотложную медицинскую помощь и несут ответс-

твенность за неоказание такой помощи в соответствии с законодательст-

вом Республики Таджикистан.

Медицинские и фармацевтические работники обязаны:

- осуществлять свою деятельность в интересах больных с использо-

ванием современных достижений медицинской и фармацевтической науки и

техники;

- не допускать действия, если они могут нанести вред здоровью

гражданина;

- соблюдать нормы медицинской этики, щадяще относиться к больным,

воздерживаться от действий, мешающих другим работникам выполнять их

трудовые обязанности;

- оказывать первую медицинскую помощь гражданам, находящимся на

улице, в иных общественных местах и на дому - во всех случаях, когда

такая помощь не может быть своевременно оказана гражданам обычным спо-

собом (скорая помощь, помощь на дому и т.д.);

- сохранять врачебную тайну, информацию о состоянии здоровья, за-

болеваний, семейной жизни или иные сведения личного характера. Вопрос

о сохранении врачебной тайны от самого больного в каждом конкретном

случае решает врач в интересах больного.

Ответственность за сохранение врачебной тайны устанавливается за-

конодательством Республики Таджикистан;

- сообщать сведения о болезни граждан органам здравоохранения,

когда этого требуют интересы охраны здоровья населения от распростра-

нения инфекционных заболеваний, а также по постановлению следственных

органов и определению суда в целях защиты прав граждан;

- медицинской практике применять методы профилактики, диагностики

и лечения, лекарственные и другие средства, допущенные в установленном

порядке к применению;

- оказывать населению медицинскую помощь, отвечающую уровню раз-

вития медицины в той области, в которой они получили специальную под-

готовку, с максимальным использованием тех средств и возможностей, ко-

торыми они располагают;

- максимально использовать положительное влияние врачебного слова

на психику больных, не допускать такого поведения (жестом, словом и

т.д.), которое может отрицательно повлиять на больных и их близких,

при общении с больными и их близкими строго соблюдать принципы меди-

цинской деонтологии (профессиональной, моральной и юридической обязан-

ности).

Статья 19. Совершенствование профессиональных знаний медицинских

и фармацевтических работников

На органы здравоохранения Республики Таджикистан возлагаются раз-

работка и проведение мероприятий по постдипломной подготовке медицинс-

ких, фармацевтических и других кадров на курсах специализации и усо-

вершенствования в порядке, установленном Министерством здравоохранения

Республики Таджикистан.

Статья 20. Ответственность медицинских и фармацевтических работ-

ников

Медицинские и фармацевтические работники, причинившие ущерб здо-

ровью граждан, нарушившие профессиональные обязанности, несут установ-

ленную законодательством Республики Таджикистан дисциплинарную, мате-

риальную, административную ответственность, если эти нарушения не вле-

кут по закону уголовную ответственность.

Статья 21. Профессиональные медицинские ассоциации

Медицинские и фармацевтические работники имеют право на создание

профессиональных медицинских ассоциаций в соответствии с законодатель-

ством Республики Таджикистан.

Раздел III. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Статья 22. Право граждан на охрану здоровья и социальное обеспе-

чение в случае полной и частичной утраты трудоспособ-

ности

Граждане Республики Таджикистан имеют право на охрану здоровья и

получение медико-санитарной и медико-социальной помощи, и это право

обеспечивается получением бесплатной гарантированной медицинской помо-

щи в государственных учреждениях здравоохранения. Граждане имеют право

на свободный выбор медицинского учреждения и врача.

Граждане обеспечиваются неотложной медицинской помощью любым бли-

жайшим лечебно-профилактическим учреждением, независимо от ведомствен-

ной и территориальной подчиненности, а также форм собственности.

Порядок оказания гражданам лечебно-профилактической помощи в го-

сударственных учреждениях здравоохранения определяются Министерством

здравоохранения Республики Таджикистан.

Граждане Республики Таджикистан по своему усмотрению и желанию

пользуются на платной основе услугами частных медицинских учреждений

или частнопрактикующих врачей, действующих в соответствии с законода-

тельством Республики Таджикистан и в порядке, установленном Правитель-

ством Республики Таджикистан.

Граждане Республики Таджикистан в случае частичной или полной ут-

раты трудоспособности имеют право на социальное обеспечение в соот-

ветствии с законодательством Республики Таджикистан.

Статья 23. Право граждан на экологическое, санитарно-эпидемиоло-

гическое благополучие и радиационную безопасность

Граждане Республики Таджикистан имеют право на экологическое, са-

нитарно-эпидемиологическое благополучие и радиационную безопасность.

Это право обеспечивается государством путем сохранения благопри-

ятной окружающей среды, которая не оказывает отрицательного влияния на

состояние здоровья настоящего и будущего поколений.

Статья 24. Право граждан на обеспечение лекарственной, ортопеди-

ческой и протезной помощью

Граждане Республики Таджикистан имеют право на обеспечение ле-

карственной, ортопедической и протезной помощью.

Категории лиц, подлежащих льготному обеспечению лекарственными

препаратами, ортопедическими и протезными, корригирующими изделиями,

слуховыми аппаратами, средствами лечебной физкультуры и специальными

средствами передвижения, а также условия и порядок обеспечения, уста-

навливаются Правительством Республики Таджикистан.

Статья 25. Право граждан, вступающих в брак, на медико-генетичес-

кое обследование

Граждане, вступающие в брак на территории Республики Таджикистан,

в целях охраны здоровья супругов и их потомства, имеют право на меди-

цинское или медико-генетическое обследование в учреждениях здравоохра-

нения по их выбору. Порядок проведения обследования устанавливается

Министерством здравоохранения Республики Таджикистан.

Статья 26. Право граждан на санаторно-курортное лечение, пользо-

вание учреждениями оздоровительного профиля

Граждане Республики Таджикистан имеют право пользоваться санатор-

но-курортными учреждениями, домами отдыха, профилакториями, пансиона-

тами, туристскими базами, спортивными сооружениями и другими учрежде-

ниями оздоровительного профиля в порядке, установленном законодатель-

ством Республики Таджикистан.

Показания и противопоказания для лечения на всех курортах и в са-

наториях Республики Таджикистан устанавливаются Министерством здраво-

охранения Республики Таджикистан.

Порядок медицинского отбора и направления, больных на санатор-

но-курортное лечение устанавливается Министерством здравоохранения

Республики Таджикистан по согласованию с Советом Федерации профсоюзов

Таджикистана.

Статья 27. Право граждан на информацию о состоянии здоровья и

факторах, влияющих на здоровье

Граждане имеют право на получение необходимой информации о состо-

янии своего здоровья и здоровья своих детей.

Указанная информация может быть скрыта от пациента только в слу-

чаях, когда она может принести ему существенный вред.

Информация о состоянии здоровья предоставляется врачом, проводя-

щим обследование и лечение, а также заведующим отделением и главным

врачом лечебно-профилактического учреждения, в котором пациент прохо-

дит обследование и лечение.

Граждане имеют право на получение информации от органов, учрежде-

ний здравоохранения и юридических лиц, независимо от форм собственнос-

ти, о методах профилактики, диагностики и лечения, уровне заболевае-

мости населения, о факторах, влияющих на их здоровье, включая состоя-

ние окружающей среды, условия труда, быта и отдыха.

Статья 28. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного их

здоровью

Граждане имеют право на возмещение ущерба, в том числе морально-

го, причиненного их здоровью государством, юридическими и физическими

лицами, независимо от форм собственности, или иными лицами в соответс-

твии с законодательством Республики Таджикистан.

Возмещение ущерба не освобождает виновных от привлечения к дис-

циплинарной, административной или уголовной ответственности в соот-

ветствии с законодательством Республики Таджикистан.

Статья 29. Право граждан на получение медицинской и протезно-ор-

топедической помощи в других странах

Граждане Республики Таджикистан имеют право на получение меди-

цинской и протезно-ортопедической помощи в других странах.

При наличии заключения специализированных медицинских учреждений

о необходимости такой помощи государственные органы обязаны оказывать

содействие в ее получении в порядке, установленном Правительством Рес-

публики Таджикистан.

Статья 30. Права граждан на отказ от обследования и лечения

Граждане и их законные представители имеют право отказаться от

обследования и лечения на любом этапе, за исключением беременных жен-

щин и несовершеннолетних, при заболеваниях, перечень которых устанав-

ливается Министерством здравоохранения Республики Таджикистан.

Отказ от обследования и лечения подтверждается в письменной фор-

ме.

Статья 31. Права пациента

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет

право на:

- уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и

обслуживающего персонала;

- выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом

его согласия;

- допуск к нему адвоката или иного законного представителя для

защиты его прав;

- на другие нормы, предусмотренные в отношении граждан (пациен-

тов) настоящим Законом.

Статья 32. Права и обязанности иностранных граждан, лиц без граж-

данства и беженцев в области охраны здоровья в Респуб-

лике Таджикистан

Иностранные граждане, лица без гражданства и беженцы на террито-

рии Республики Таджикистан, в области охраны здоровья пользуются пра-

вами и несут обязанности в соответствии с законодательством и другими

нормативными актами Республики Таджикистан.

Статья 33. Право матери на охрану здоровья

Материнство в Республике Таджикистан поощряется и охраняется го-

сударством. Женщинам создаются условия, позволяющие сочетать труд с

материнством, обеспечивается правовая защита, материальная и моральная

поддержка материнства.

Охрана здоровья матери обеспечивается:

- организацией широкой сети специальных медицинских учреждений;

- запрещением применения труда женщин на подземных работах, а

также в тяжелых и вредных для здоровья производствах;

- обеспечением беременных женщин работой в условиях, отвечающих

их физиологическим особенностям и состоянию здоровья;

- улучшением и оздоровлением условий труда и быта;

- осуществлением других социально-экономических мер и предостав-

лением льгот, предусмотренных законодательством Республики Таджикис-

тан;

- осуществлением мер по оздоровлению окружающей среды, устранению

негативных экологических факторов, оказывающих влияние на генеративную

функцию населения и приводящих к рождению больных и ослабленных детей,

росту заболеваемости женщин;

- государственной и общественной помощью семье и другими меропри-

ятиями в порядке, установленном законодательством Республики Таджикис-

тан.

Каждая женщина в период беременности, во время и после родов

обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях

государственной системы здравоохранения.

Женщина во время беременности и в связи с рождением ребенка имеет

право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в порядке, установ-

ленном законодательством Республики Таджикистан.

Рекомендации по рациональному трудоустройству беременных женщин

разработанные министерствами и ведомствами совместно с республикански-

ми комитетами соответствующих профессиональных союзов и согласованные

с Министерством здравоохранения Республики Таджикистан, а также заклю-

чения, выданные учреждениями здравоохранения в установленном порядке,

являются обязательными для администрации предприятий, учреждений и ор-

ганизаций, независимо от форм собственности.

Женщине предоставляется право самой решать вопрос о материнстве.

В целях охраны здоровья женщине по ее желанию могут быть рекомен-

дованы современные контрацептивные (противозачаточные) средства и ме-

тоды, направленные на предупреждение нежелательной беременности. Поря-

док оказания контрацептивной помощи определяется Министерством здраво-

охранением Республики Таджикистан.

Медицинская (хирургическая) стерилизация как необратимый метод

контрацепции может быть проведена женщине по добровольному письменному

согласию супругов, а женщине, не состоящей в браке - по ее доброволь-

ному письменному согласию.

Перечень показаний и порядок проведения медицинской (хирургичес-

кой) стерилизации определяются Министерством здравоохранения Республи-

ки Таджикистан.

Незаконное проведение медицинской (хирургической) стерилизации

влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодатель-

ством Республики Таджикистан.

Искусственное прерывание беременности, в том числе по социальным

и медицинским показаниям, проводится по желанию женщины в сроки бере-

менности, установленные Министерством здравоохранения Республики Тад-

жикистан согласованно с Министерством юстиции Республики Таджикистан.

Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания бе-

ременности определяется Министерством здравоохранения Республики Тад-

жикистан, а перечень социальных показаний - положением, утверждаемым

Правительством Республики Таджикистан.

Порядок проведения операций искусственного прерывания беременнос-

ти устанавливает Министерство здравоохранения Республики Таджикистан.

Незаконное проведение искусственного прерывания беременности вле-

чет за собой уголовную ответственность, установленную законодательст-

вом Республики Таджикистан.

Статья 34. Право детей на охрану здоровья

Государство осуществляет защиту прав и интересов детей, обеспечи-

вает их права на условия жизни, необходимые для физического, умствен-

ного, духовного, нравственного и социального развития.

Органы исполнительной власти, юридические лица, независимо от

форм собственности, обеспечивают развитие широкой сети специальных ме-

дицинских и детских учреждений, несут ответственность за оздоровление

детей, находящихся в них.

Дети подлежат обязательным периодическим медицинским осмотрам и

постоянному диспансерному наблюдению, иммунизации против болезней,

поддающихся предупреждению путем применения вакцин, допущенных в уста-

новленном порядке к применению. Календарь и порядок иммунизации уста-

навливается Министерством здравоохранения и проводится органами и уч-

реждениями здравоохранения Республики Таджикистан.

Дети с дефектами физического или психического развития имеют пра-

во на получение медико-социальной помощи, и они по желанию родителей,

опекунов и попечителей содержатся в специализированных детских дош-

кольных учреждениях, школах-интернатах, домах ребенка и домах-интерна-

тах для детей за государственный счет. Перечень медико-социальных по-

казаний и противопоказаний для помещения этих детей в вышеуказанные

учреждения устанавливается Министерством здравоохранения Республики

Таджикистан, Министерством образования Республики Таджикистан и Минис-

терством социальной защиты населения Республики Таджикистан совместно.

При стационарном лечении больных детей матери (отцу) или иному

лицу, непосредственно осуществляющему уход за ребенком, предоставляет-

ся возможность находиться с ним в лечебном учреждении по уходу с вып-

латой соответствующего пособия в порядке, установленном Правительством

Республики Таджикистан.

Порядок нахождения вышеуказанных лиц в лечебных учреждениях по

уходу за больными детьми определяется Министерством здравоохранения

Республики Таджикистан.

При отсутствии показаний к стационарному лечению или невозможнос-

ти госпитализации больного ребенка мать (другой член семьи) или иное

лицо, непосредственно осуществляющее уход за ребенком, на период лече-

ния ребенка в амбулаторных условиях освобождается от работы с выплатой

пособия по уходу за больным ребенком в порядке, установленном Прави-

тельством Республики Таджикистан.

Обеспечение групп детей по возрасту и с определенными категориями

заболеваний медикаментами по рецептам врачей бесплатно или на льготных

условиях при амбулаторном лечении осуществляется в порядке, установ-

ленном Правительством Республики Таджикистан.

Дети имеют право на санаторно-курортное лечение. Показания и про-

тивопоказания, порядок отбора и направление детей на санаторно-курорт-

ное лечение устанавливаются Министерством здравоохранения Республики

Таджикистан.

Дети обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение в

порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан.

Уклонение от выполнения обязанностей по уходу, воспитанию и охра-

не здоровья детей в семье, жесткое обращение с ними, наносящие вред

здоровью, влекут ответственность, установленную законодательством Рес-

публики Таджикистан.

Статья 35. Донорство крови и ее компонентов

Правовая база донорства крови и ее компонентов определена Законом

Республики Таджикистан "О донорстве крови и ее компонентов".

Статья 36. Условия и порядок трансплантации органов и тканей че-

ловека

Трансплантация органов и тканей от живого донора или трупа может

быть применена только по комиссионному заключению специалистов и сог-

ласию больного (опекунов, родителей несовершеннолетних) и донора.

Изъятие органов и тканей у живого донора допустимо только в слу-

чае, если его здоровью по заключению консилиума врачей-специалистов не

будет причинен значительный вред.

Трансплантация органов и тканей допускается исключительно с сог-

ласия живого донора или с согласия родственников умершего (трупа) и с

письменного согласия больного, для несовершеннолетних - с согласия ро-

дителей или опекунов и попечителей.

Донором по трансплантации органов и тканей может быть каждый

гражданин, достигший 18-летнего возраста.

Принудительное изъятие органов и тканей и их пересадка не допус-

каются. Порядок проведения трансплантации органов и тканей от человека

к человеку устанавливается Министерством здравоохранения Республики

Таджикистан.

Органы или ткани человека не могут быть предметом купли, продажи

и коммерческих сделок. Лица, участвующие в указанных коммерческих

сделках, купле и продаже органов или тканей человека несут уголовную

ответственность в соответствии с законодательством Республики Таджи-

кистан.

Статья 37. Право донора на компенсацию и социальную помощь

При нанесении вреда, связанного с выполнением донорской функции,

донор имеет право на возмещение ущерба и социальную помощь, а в случае

смерти - супруг (супруга), дети, родители и лица, находившиеся на его

иждивении, имеют право на компенсацию и социальную помощь в соответс-

твии с законодательством Республики Таджикистан.

Статья 38. Искусственное оплодотворение, имплантация эмбриона

Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право

на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона.

Искусственное оплодотворение, имплантация эмбриона могут быть

произведены на основе обоюдного согласия супругов, состоящих в заре-

гистрированном браке. Искусственное оплодотворение или операция по

имплантации эмбриона в отношении незамужней женщины могут быть произ-

ведены в соответствии с ее волеизъявлением.

Учреждения здравоохранения обеспечивают и несут ответственность

за соблюдение анонимности донорства и сохранение тайны проведения опе-

рации искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона в соот-

ветствии с законодательством Республики Таджикистан. Порядок и условия

донорства, искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона уста-

навливаются Министерством здравоохранения Республики Таджикистан.

Права и обязанности родителей в отношении детей, родившихся после

операции искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона, регу-

лируются Кодексом о браке и семье Республики Таджикистан.

Статья 39. Обязанность граждан соблюдать законодательство об ох-

ране здоровья населения

Граждане обязаны соблюдать законодательство об охране здоровья

населения, бережно относиться к своему здоровью, к здоровью семьи и

окружающих.

Статья 40. Обязанность граждан соблюдать медицинские предписания

Для предупреждения заразных болезней граждане обязаны выполнять

предписания о проведении флюорографии, иммунизации и медицинских ос-

мотров в сроки, установленные органами и учреждениями здравоохранения.

Лица, находящиеся на стационарном лечении, обязаны соблюдать ре-

жим, действующий в медицинских учреждениях.

Лица, находящиеся на амбулаторно-поликлиническом лечении, обязаны

выполнять назначения лечащего врача. Невыполнение предписаний и назна-

чений лечащего врача квалифицируется как уклонение от лечения и влечет

ответственность больных (попечителей, опекунов и родителей несовершен-

нолетних) в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Статья 41. Обязанность граждан заботиться о здоровье детей

Граждане обязаны заботиться о здоровье детей, физическом, духов-

ном и нравственном развитии, воспитывать привычку к здоровому образу

жизни.

Беременные женщины обязаны своевременно встать на медицинский

учет, проходить обследование, выполнять медицинские предписания.

Родители обязаны выполнять правила, способствующие рождению пол-

ноценных детей, после рождения ребенка выполнять медицинские предписа-

ния.

Статья 42. Обязанность граждан больных туберкулезом, лепрой, СПИ-

Дом, венерическими и другими опасными заболеваниями

Граждане больные туберкулезом, лепрой, СПИДом, венерическими и

другими опасными заболеваниями обязаны по требованию медицинских уч-

реждений проходить обследование и лечение.

В случае уклонения от обследования и лечения граждане подвергают-

ся принудительному приводу, освидетельствованию и лечению, в порядке

установленным законодательством Республики Таджикистан.

Основания и порядок направления граждан на принудительное лечение

регулируются законодательством Республики Таджикистан.

Статья 43. Обязанность должностных лиц, граждан содействовать ме-

дицинским работникам в оказании лечебно- профилакти-

ческой помощи

Для организации медицинских учреждений на предприятиях, в учреж-

дениях и организациях администрация обязана выделять необходимые поме-

щения и транспорт, а также оказывать медицинским работникам содействие

в выполнении их профессиональных обязанностей.

Руководители, другие должностные и юридические лица, независимо

от форм собственности, обязаны содействовать медицинским работникам в

оказании срочной медицинской помощи гражданам, предоставляя транспорт,

средства связи и иную необходимую помощь.

Граждане обязаны содействовать транспортировке и оказанию меди-

цинской помощи в случаях, угрожающих жизни больного.

Раздел IY. Финансирование учреждений государственной

системы здравоохранения

Статья 44. Источники финансирования учреждений Государственной

системы здравоохранения

Источниками финансирования учреждений государственной системы

здравоохранения являются:

- средства бюджетов всех уровней, выделяемые по экономическим

нормативам и расчетам;

- средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья

граждан;

- валютные ассигнования из республиканского, местных и других ва-

лютных фондов;

- средства, полученные в результате удовлетворения исков органов

и учреждений здравоохранения к физическим и юридическим лицам, незави-

симо от форм собственности, расположенным на территории Республики

Таджикистан, по возмещению расходов на лечебные и оздоровительные ме-

роприятия в случаях аварий или нарушения технологических процессов,

загрязнения окружающей среды, нарушения санитарных норм и правил, пов-

лекших за собой ухудшение или потерю здоровья граждан;

- средства, полученные органами и учреждениями здравоохранения в

результате предпринимательской и иной, не противоречащей законодатель-

ству Республики Таджикистан, внебюджетной деятельности;

- банковские кредиты;

- отчисления от прибыли предприятий, организаций, остающейся в их

распоряжении, благотворительные взносы и пожертвования организаций,

предприятий независимо от форм собственности, граждан, в том числе

других государств;

- иные источники, использование которых не противоречит законода-

тельству Республики Таджикистан.

Статья 45. Использование финансовых ресурсов государственной сис-

темы здравоохранения

Финансовые ресурсы государственной системы здравоохранения нап-

равляются на:

- содержание и развитие государственных учреждений здравоохране-

ния;

- осуществление профилактических, противоэпидемических, диагнос-

тических, лечебных мероприятий;

- целевые программы здравоохранения;

- строительство и развитие материально-технической базы государс-

твенного здравоохранения;

- подготовку и повышение квалификации практических и научно-педа-

гогических кадров государственной системы здравоохранения;

- медицинскую науку;

- профилактику и ликвидацию эпидемий, инфекционных и других мас-

совых заболеваний;

- другие цели, связанные с расходами на здравоохранение.

Статья 46. Размер бюджетных ассигнований на государственное здра-

воохранение

Размеры бюджетных ассигнований, предназначенных для учреждений

Государственной системы здравоохранения республиканского, Горно-Бадах-

шанской автономной области, областного, городского и районного уров-

ней, определяется соответственно Маджлиси Оли Республики Таджикистан и

местными маджлисами народных депутатов при утверждении республиканско-

го и местных бюджетов.

Статья 47. Медицинское страхование граждан

Медицинское страхование является формой социальной защиты интере-

сов населения в охране здоровья. Порядок медицинского страхования

граждан определяется законодательством Республики Таджикистан.

Статья 48. Разгосударствление и приватизация объектов здравоохра-

нения

Разгосударствление и приватизация объектов здравоохранения осу-

ществляются решением Правительства Республики Таджикистан в соответс-

твии с законодательством Республики Таджикистан.

Раздел Y. Деятельность учреждений и органов

государственной системы здравоохранения

Статья 49. Обеспечение экологического, санитарно-эпидемиологичес-

кого благополучия и радиационной безопасности населе-

ния Республики Таджикистан

Экологическое, санитарно-эпидемиологическое благополучие и радиа-

ционная безопасность населения Республики Таджикистан обеспечивается

проведением комплексных санитарно-гигиенических, санитарно-противоэпи-

демических и противорадиационных мероприятий и системой государствен-

ного надзора, которые регулируются законодательством Республики Таджи-

кистан.

Статья 50. Медико-санитарная помощь. Система учреждений, оказыва-

ющих медико-санитарную помощь

Медико-санитарная помощь - это комплекс медицинских и санитарных

мер, направленных на охрану, укрепление и восстановление здоровья

граждан.

Медико-санитарная помощь населению оказывается амбулаторно-полик-

линическими и больничными учреждениями, медико-санитарными частями,

учреждениями охраны материнства и детства, диспансерами, скорой меди-

цинской помощью, санитарно-противоэпидемическими, санаторно-курортными

и другими учреждениями, независимо от форм собственности, а также ли-

цами, занимающимися в установленном законодательством Республики Тад-

жикистан порядке частной медицинской практикой.

Мощность и типы республиканских лечебно-профилактических учрежде-

ний государственной системы здравоохранения, в пределах своей компе-

тенции, устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Тад-

жикистан, а территориальных - местными органами исполнительной власти

по согласованному с Министерством здравоохранения Республики Таджикис-

тан и представлению соответствующих органов (учреждений) здравоохране-

ния.

Статья 51. Права государственных лечебно-профилактических учреж-

дений

Государственные лечебно-профилактические учреждения имеют право:

- разрабатывать и утверждать свою организационную структуру, шта-

ты, самостоятельно выбирать форму хозяйствования и организацию оплаты

труда в пределах установленного фонда оплаты труда, а при переходе на

самостоятельный хозяйственный расчет - самостоятельно определять орга-

низацию оплаты труда;

- пользоваться всеми правами юридического лица в соответствии с

законодательством Республики Таджикистан.

Статья 52. Обязанности лечебно-профилактических учреждений

Государственные лечебно-профилактические учреждения обязаны обес-

печить:

- доступную первичную медико-санитарную помощь населению путем

интеграции служб;

- доступную, своевременную, квалифицированную и специализирован-

ную медицинскую помощь гарантированного объема, установленного для оп-

ределенных уровней здравоохранения;

- готовность к работе в экстремальных условиях;

- оказание неотложной медицинской помощи;

- проведение специальных профилактических медицинских мероприятий

по предупреждению, диагностике и лечению заболеваний, представляющих

опасность для окружающих;

- соблюдение санитарно-гигиенического, противоэпидемического ре-

жимов;

- взаимодействие и преемственность с другими учреждениями здраво-

охранения;

- пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое

воспитание населения;

- взаимодействие с органами внутренних дел, военкоматами, органа-

ми социального обеспечения, врачебно-трудовыми экспертными комиссиями,

промышленными, учебными, торговыми, сельскохозяйственными и другими

учреждениями, предприятиями и организациями.

Настоящие обязанности также касаются лечебно-профилактических уч-

реждений негосударственной структуры, осуществляющих свою деятельность

на основе прямой, контрактной, договорной и других форм оплаты услуг.

Статья 53. Специальные меры по профилактике заболеваний, предс-

тавляющих опасность для окружающих

Органы и учреждения здравоохранения, а также медицинские работни-

ки осуществляют специальные меры профилактики, выявление, в том числе

анонимное, заболеваний, представляющих опасность для окружающих (ту-

беркулез, психические и венерические заболевания, лепра, СПИД, каран-

тинные и другие инфекции).

Порядок проведения специальных мер профилактики указанных заболе-

ваний, представляющих опасность для окружающих, устанавливается Минис-

терством здравоохранения Республики Таджикистан.

Статья 54. Порядок хирургического вмешательства, переливания кро-

ви и применения сложных методов диагностики

Хирургические операции, переливание крови, сложные методы диаг-

ностики применяются с письменного согласия больных, а больным находя-

щимся в бессознательном состоянии, не достигшим восемнадцатилетнего

возраста, психическим больным - с согласия их родителей, опекунов или

попечителей, близких родственников. Согласие может быть отозвано, за

исключением тех случаев, когда врачи уже приступили к медицинскому

вмешательству и его прекращение или возврат невозможны в связи с угро-

зой для жизни и здоровья данного лица.

В случаях, когда промедление хирургического вмешательства, пере-

ливания крови, применения сложного метода диагностики угрожает жизни

больного, а получить согласие указанных лиц не представляется возмож-

ным, решение принимает врач или врачебная комиссия. Перечень сложных

методов диагностики определяет Министерство здравоохранения Республики

Таджикистан.

Статья 55. Проведение клинических и медико-биологических экспери-

ментов, применение новых методов диагностики и лечения

Клинические и медико-биологические эксперименты проводятся, как

правило, на животных, а на человеке - с его письменного согласия и по

специальному разрешению Министерства здравоохранения Республики Таджи-

кистан. Эксперимент прекращается на любом этапе по требованию испытуе-

мого и в случаях возникновения угрозы его здоровью.

В практике здравоохранения используются методы профилактики, ди-

агностики, лечения, лекарственные средства, иммунобиологические препа-

раты и дезинфекционные средства, медицинские технологии разрешенные к

применению в установленном порядке. Порядок проведения клинических и

медико-биологических экспериментов, применение новых методов диагнос-

тики и лечения определяет Министерство здравоохранения Республики Тад-

жикистан.

Статья 56. Оценка качества медицинской помощи населению

Оценка качества медицинской помощи населению в учреждениях здра-

воохранения осуществляется на основе стандартов качества, устанавлива-

емых Министерством здравоохранения Республики Таджикистан конкретно

для каждого этапа организации медицинской помощи населению.

Статья 57. Определение момента смерти. Запрещение эвтаназии

Констатация смерти осуществляется врачом, а при отсутствии врача

- средним медицинским работником.

Критерии и порядок определения момента смерти человека, прекраще-

ние реанимационных мероприятий устанавливаются положением, утверждае-

мым Министерством здравоохранения Республики Таджикистан, согласован-

ным с Министерством юстиции Республики Таджикистан.

Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии -

удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо

действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер

по поддержанию жизни.

Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или)

осуществляет эвтаназию несет уголовную ответственность в соответствии

с законодательством Республики Таджикистан.

Статья 58. Порядок проведения патологоанатомического вскрытия

Порядок проведения патологоанатомического вскрытия определяется

Министерством здравоохранения Республики Таджикистан по согласованию с

Министерством юстиции Республики Таджикистан.

Статья 59. Анатомический дар

Анатомический дар может быть сделан посредством завещания дарите-

ля и становится действительным после его смерти. Завещание об анатоми-

ческом даре может быть аннулировано дарителем. Родственники могут ос-

порить завещание в судебном порядке.

Сведения об анатомическом даре разглашению не подлежат.

Статья 60. Оказание медико-санитарной помощи гражданам, занимаю-

щимся физической культурой и спортом

Медико-санитарная помощь гражданам, занимающимся физической куль-

турой и спортом, осуществляется специализированными и другими лечеб-

но-профилактическими учреждениями в порядке, установленном Министерс-

твом здравоохранения Республики Таджикистан.

Органы санитарного надзора осуществляют контроль за состоянием

помещений и территорий, используемых для занятий физической культурой

и спортом.

Статья 61. Обеспечение беременных женщин и новорожденных меди-

цинской помощью

Медицинская помощь беременным женщинам и новорожденным обеспечи-

вается учреждениями первичной медико-санитарной помощи, больницами и

специальными медицинскими и другими учреждениями здравоохранения. Уч-

реждения здравоохранения обеспечивают за женщиной медицинское наблюде-

ние за течением беременности, включая медико-генетическое консультиро-

вание и консультирование в области семейного планирования, медицинскую

помощь при родах и лечебно-профилактическую помощь матери и новорож-

денному ребенку.

Беременные женщины, родители новорожденных или заменяющие их лица

своевременно должны обращаться за медицинской помощью.

Статья 62. Обеспечение детей и подростков медицинской помощью

Медицинская помощь детям и подросткам обеспечивается лечебно-про-

филактическими и оздоровительными учреждениями, детскими поликлиника-

ми, диспансерами, больницами, санаториями и другими учреждениями здра-

воохранения. Дети и подростки находятся под диспансерным наблюдением.

Медицинские работники обязаны информировать родителей (лиц, их

заменяющих) по вопросам профилактики болезней, заболеваний ребенка,

тактике и методам лечения.

Детям, находящимся на воспитании в детских учреждениях и обучаю-

щимся в школах, обеспечиваются необходимые условия для сохранения и

укрепления здоровья и гигиенического воспитания. Учебно-трудовая наг-

рузка, а также примерный режим занятий детей и подростков определяются

по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Таджикис-

тан.

Контроль за охраной здоровья детей и подростков, проведением оз-

доровительных мероприятий в детских учреждениях и школах осуществляют

органы и учреждения здравоохранения совместно с органами и учреждения-

ми образования. Порядок организации лечебно-профилактической помощи в

школах и детских дошкольных учреждениях определяется Министерством

здравоохранения Республики Таджикистан.

Статья 63. Контроль за трудовым и производственным обучением и

условиями труда подростков

Производственное обучение подростков разрешается по тем професси-

ям, которые соответствуют их возрасту, физическому и умственному раз-

витию и состоянию здоровья. Трудовое и производственное обучение под-

ростков осуществляется под систематическим медицинским контролем.

Контроль за соблюдением установленных законодательством Республики

Таджикистан условий труда подростков, а также проведением специальных

мероприятий, направленных на предупреждение травм и болезней подрост-

ков, осуществляют органы (учреждения) государственного санитарного

надзора и лечебно-профилактические учреждения совместно с органами об-

разования, профсоюзными и другими общественными организациями.

Статья 64. Обязательные медицинские осмотры подростков

В целях осуществления систематического контроля за состоянием

здоровья и физического развития подростков, прием на работу подростков

осуществляется после их предварительного медицинского осмотра. В даль-

нейшем до достижения восемнадцати лет подростки подлежат обязательному

медицинскому осмотру не реже одного раза в год. Подростки подлежат за-

щите от болезней, поддающихся вакцинопрофилактике (иммунизации) в по-

рядке, установленном Минздравом Республики Таджикистан.

Статья 65. О мерах защиты психосоматического здоровья граждан

В целях охраны психосоматического здоровья граждан, предупрежде-

ния обострения психических и соматических заболеваний на территории

Республики Таджикистан запрещается проведение массовых психотерапевти-

ческих занятий в аудиториях (лекции, беседы), а также использование в

этих целях средств массовой информации.

Статья 66. Оказание медицинской помощи лицам, задержанным, заклю-

ченным под стражу, отбывающим наказание в местах лише-

ния свободы, либо подвергнутым административному арес-

ту

Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в

местах лишения свободы либо подвергнутые административному аресту,

имеют право на получение медицинской помощи, в том числе в необходимых

случаях в учреждениях государственной системы здравоохранения.

Беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовый пери-

од имеют право на специализированную помощь, в том числе в родильных

домах.

Порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, заклю-

ченным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы, либо

подвергнутым административному аресту, устанавливается законодательст-

вом Республики Таджикистан, нормативными актами Министерства внутрен-

них дел Республики Таджикистан и Министерства здравоохранения Респуб-

лики Таджикистан.

Статья 67. Оказание медико-санитарной помощи больным венерически-

ми заболеваниями и СПИДом

По представлению органов и учреждений здравоохранения для своев-

ременного выявления и лечения лиц, заболевших венерическими заболева-

ниями и СПИДом, органами исполнительной власти на местах (хукуматами)

создаются специальные лаборатории, кабинеты, в том числе для анонимно-

го лечения, больницы и диспансеры. В случаях уклонения лица от добро-

вольного лечения допускается применение принудительных мер. Лица, ук-

лоняющиеся от явки на обследование и лечение, а также распространяющие

венерические болезни и СПИД, несут ответственность в соответствии с

законодательством Республики Таджикистан.

Права граждан больных СПИДом, охраняются законодательством Рес-

публики Таджикистан.

Статья 68. Оказание медико-санитарной помощи больным туберкулезом

Больные туберкулезом подлежат обязательному диспансерному наблю-

дению и лечению, бесплатно обеспечиваются противотуберкулезными препа-

ратами, санаторно-курортным лечением и проездом к месту лечения и об-

ратно, пользуются льготами, предусмотренными законодательством Респуб-

лики Таджикистан.

Лечение в условиях специальных больничных учреждений обязательно

для первично выявленных больных туберкулезом выделяющих в окружающую

среду возбудителя заболевания. Больные туберкулезом, выделяющие в ок-

ружающую среду возбудителя заболевания обеспечиваются жильем согласно

действующему законодательству Республики Таджикистан.

Статья 69. Оказание медико-санитарной помощи лицам, страдающим

психическими заболеваниями

Основание и порядок оказания медико-санитарной помощи лицам,

страдающим психическими заболеваниями, и их реабилитации регламентиру-

ются законодательством Республики Таджикистан.

Статья 70. Оказание медико-социальной помощи населению

В Республике Таджикистан осуществляется государственная политика

по оказанию медико-социальной помощи населению.

Медико-социальная помощь включает систему мер по созданию и раз-

витию сети учреждений медико-социального типа, предоставлению жилищ-

но-бытовых льгот, обеспечению выполнения всеми юридическими лицами,

независимо от форм собственности, медико-санитарных рекомендаций по

оздоровлению работающих, организации рационального режима труда и пи-

тания.

Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально-значимы-

ми заболеваниями оказываются в порядке, установленном Правительством

Республики Таджикистан в соответствии с законодательством Республики

Таджикистан.

Виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам,

страдающим социально-значимыми заболеваниями, устанавливаются Минис-

терством здравоохранения Республики Таджикистан совместно с заинтере-

сованными Министерствами и ведомствами. Перечень и виды льгот при ока-

зании медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально-значи-

мыми заболеваниями, устанавливаются законодательством Республики Тад-

жикистан.

Статья 71. Оказание медико-санитарной помощи больным наркоманией,

токсикоманией и алкоголизмом

Лица, больные наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом обязаны

проходить лечение в лечебно-профилактических учреждениях здравоохране-

ния. Больные, уклоняющиеся от лечения, подлежат направлению по решению

суда в специализированные учреждения для принудительного лечения.

Порядок направления в лечебно-трудовые профилактории, а также ре-

жим содержания в них устанавливаются законодательством Республики Тад-

жикистан. Права граждан, больных наркоманией, токсикоманией и алкого-

лизмом, охраняются законодательством Республики Таджикистан.

Статья 72. Перевозка рабочих и служащих, заболевших на месте ра-

боты

Перевозка в лечебно-профилактические учреждения рабочих и служа-

щих, заболевших на месте работы, в необходимых случаях проводится

транспортными средствами и за счет предприятия, хозяйства, учреждения

или организации, где работает заболевший рабочий или служащий.

Статья 73. Право медицинского работника на использование любого

вида транспорта

В случаях, угрожающих жизни больного, врач или другой медицинский

работник в установленном порядке может использовать бесплатно любой из

имеющихся в данной обстановке видов транспорта для проезда к месту на-

хождения больного или для его транспортировки в ближайшее лечебно-про-

филактическое учреждение. Ответственность за непредоставление транс-

порта для этих целей устанавливается законодательством Республики Тад-

жикистан.

Статья 74. Экспертиза временной, длительной или постоянной нетру-

доспособности

Экспертиза временной нетрудоспособности граждан осуществляется в

лечебно-профилактических учреждениях врачом или врачебно-консультатив-

ной комиссией (ВКК) в порядке, установленном Правительством Республики

Таджикистан по согласованию с Советом Федерации профсоюзов Республики

Таджикистан.

Факт о временной нетрудоспособности удостоверяется документом о

временной нетрудоспособности. Документ о временной нетрудоспособности

представляет право на освобождение от работы и пособие, оплачиваемое в

порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан по согла-

сованию с Советом Федерации профсоюзов Республики Таджикистан.

Экспертиза длительной или постоянной нетрудоспособности граждан

осуществляется врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК) Минис-

терства социальной защиты населения Республики Таджикистан в порядке,

установленном Правительством Республики Таджикистан.

Статья 75. Судебно-психиатрическая и судебно-медицинская экспер-

тиза

Судебно-психиатрическая экспертиза граждан осуществляется комис-

сией из врачей-психиатров. Лица, страдающие психическими заболевания-

ми, могут быть помещены в специальные психиатрические больницы (дис-

пансер, отделения больниц) на принудительное лечение только по опреде-

лению суда.

Судебно-медицинская экспертиза граждан, трупов, вещественных до-

казательств по материалам уголовных и гражданских дел проводится экс-

пертом бюро судебно-медицинской экспертизы.

Порядок назначения и производства судебно-медицинской экспертизы

определяется законодательством Республики Таджикистан.

Раздел YI. Лекарственная помощь населению

Статья 76. Обеспечение населения лекарственными средствами и

контроль за их производством и использованием

Обеспечение лекарственной помощью граждан возлагается на госу-

дарственные аптечные и лечебно-профилактические учреждения, а также на

частные аптечные и лечебно-профилактические учреждения, имеющие право

заниматься фармацевтической деятельностью.

Аптечные, санитарно-эпидемиологические, лечебно-профилактические

учреждения, независимо от форм собственности, имеют право отпускать

(применять) только лекарственные средства и средства профилактики,

разрешенные к применению Министерством здравоохранения Республики Тад-

жикистан.

Контроль за качеством лекарственных средств, реализуемых аптечны-

ми учреждениями государственной и частной систем, изъятием из обраще-

ния устаревших и малоэффективных лекарственных и профилактических

средств осуществляется в порядке, установленном Правительством Респуб-

лики Таджикистан согласно законодательства Республики Таджикистан.

Лицензии юридическим и физическим лицам на занятие фармацевтичес-

кой деятельностью, производство, реализацию, ввоз на территорию и вы-

воз с территории Республики Таджикистан лекарственных средств и сырья,

медицинской техники и изделий медицинского назначения выдаются Минис-

терством здравоохранения Республики Таджикистан, управлениями здраво-

охранения Горно-Бадахшанской автономной области и областей в порядке,

установленном Правительством Республики Таджикистан.

Статья 77. Контроль за производством и использованием медицинских

наркотических средств

В Республике Таджикистан допускается производство, переработка,

хранение наркотических средств, предназначенных для медицинских, вете-

ринарно-медицинских, научных целей.

Право производства, переработки, ввоза, хранения, перевозки, про-

дажи наркотических средств имеют организации, получившие разрешение

Министерства здравоохранения Республики Таджикистан, Министерства

внутренних дел Республики Таджикистан и Государственной комиссии Рес-

публики Таджикистан по контролю за наркотиками.

Порядок хранения, учета, отпуска и использования медицинских нар-

котических средств устанавливается Министерством здравоохранения Рес-

публики Таджикистан и Министерством внутренних дел Республики Таджи-

кистан по согласованию с Государственной комиссией Республики Таджи-

кистан по контролю за наркотиками.

Производство и использование наркотических средств осуществляется

в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и междуна-

родными соглашениями.

Раздел YII. Заключительные положения

Статья 78. Ответственность за нарушение Закона Республики Таджи-

кистан "Об охране здоровья населения"

За нарушение законодательства об охране здоровья населения насту-

пает ответственность в соответствии с законодательством Республики

Таджикистан.

Статья 79. Правовая основа международного сотрудничества Респуб-

лики Таджикистан в области охраны здоровья граждан

Международное сотрудничество и зарубежные связи Республики Таджи-

кистан в области охраны здоровья граждан осуществляются на принципах

равноправия и в интересах участвующих сторон.

Правовую основу международного сотрудничества Республики Таджи-

кистан в области охраны здоровья граждан составляют соглашения и меж-

дународные договоры, заключаемые с учетом законодательных актов сторон

и международных норм.

Статья 80. Участники международного сотрудничества

Международные договоры определяют цели международного сотрудни-

чества в области охраны здоровья, перечень решаемых проблем и участву-

ющих сторон, источники финансирования, сроки и условия исполнения до-

говоров, предусматривают обеспечение охраны прав интеллектуальной

собственности и патентной защищенности.

Участниками международного сотрудничества могут быть республи-

канские и местные органы исполнительной власти и управления, а также

отдельные организации и учреждения здравоохранения, которые могут зак-

лючать прямые договоры с соответствующими организациями и медицинскими

учреждениями зарубежных стран в соответствии с международными соглаше-

ниями и межгосударственными договорами, подписанными Таджикистаном.

Профессиональные общественные медицинские организации (ассоциации

и общества) могут участвовать в деятельности международных организаций

и обществ. Все вопросы, связанные с их членством в международных орга-

низациях, участием в международных форумах, финансированием и сотруд-

ничеством, решаются ими самостоятельно в соответствии с законодатель-

ными актами об общественных организациях.

Порядок заключения международных договоров в области охраны здо-

ровья граждан, действия, контроль за выполнением устанавливается зако-

нодательством Республики Таджикистан.

Президент

Республики Таджикистан Э.Ш.Рахмонов

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

МАДЖЛИСИ ОЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Маджлиси Оли Республики Таджикистан постановляет:

1. Закон Республики Таджикистан "Об охране здоровья населения" ввести в действие со дня его официального опубликования.

2. Правительству Республики Таджикистан внести в Маджлиси Оли Республики Таджикистан предложения о приведении законодательных актов в соответствие с Законом Республики Таджикистан "Об охране здоровья населения".

Председатель Маджлиси Оли Республики Таджикистан С. Раджабов

Г. Душанбе, 15 мая 1997 г.

№ 420

Hosted by uCoz