ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О НЕДРАХ

По состоянию на ноябрь 1995 г.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного

слоя и дня водоемов, простирающейся до глубин, доступных для геологи-

ческого изучения и освоения.

 

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство Республики Таджикистан о недрах

Законодательство Республики Таджикистан о недрах, являясь частью

законодательства об использовании природных ресурсов и охране окружаю-

щей среды, основывается на соответствующих правовых нормах Конституции

Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона и принимаемых в

соответствии с ним других законодательных актов, постановлений и рас-

поряжений органов государственного управления.

Органы государственной власти Горно-Бадахшанской автономной об-

ласти (ГБАО), областей, городов и районов издают акты по регулированию

отношений недропользования в пределах полномочий, определенных настоя-

щим Законом.

Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, рас-

тительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при

пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством

Республики Таджикистан.

Статья 2. Собственность на недра в Республике Таджикистан

Недра в Республике Таджикистан являются объектом исключительно

государственной собственности и могут предоставляться собственником:

определенным государственным органам путем делегирования права

владения;

пользователям недрами путем передачи права бессрочного или зак-

репления права срочного пользования недрами.

В Республике Таджикистан частная собственность на недра не допус-

кается. Купля-продажа, дарение, залог участков недр, самовольный обмен

ими запрещаются.

Действия, в прямой или скрытой форме нарушающее право государс-

твенной собственности на недра, запрещаются.

Статья 3. Государственный фонд недр

Все недра в пределах государственных границ Республики Таджикис-

тан составляют государственный фонд недр, в который входят как исполь-

зуемые, так и неиспользуемые части недр.

Распоряжение и управление государственным фондом недр в интересах

всего населения Республики Таджикистан осуществляется Правительством

Республики Таджикистан.

Статья 4. Компетенция Маджлиси Оли Республики Таджикистан в сфере

регулирования отношений недропользования

Ведению Маджлиси Оли Республики Таджикистан в сфере регулирования

отношений недропользования подлежат:

1) обеспечение единства законодательного регулирования в части

охраны и рационального использования недр;

2) разработка и совершенствование законодательства Республики

Таджикистан о недрах;

3) определение стратегии, рассмотрение и утверждение государс-

твенных программ расширения, использования и воспроизводства минераль-

но-сырьевой базы республики.

Статья 5. Компетенция Правительства Республики Таджикистан в сфе-

ре регулирования отношений недропользования

Ведению Правительства Республики Таджикистан в сфере регулирова-

ния отношений недропользования подлежат:

1) разработка и реализация государственных программ по использо-

ванию, воспроизводству, дальнейшему расширению и качественному улучше-

нию минерально-сырьевой базы республики;

2) установление порядка пользования недрами и их охраны, разра-

ботка соответствующих стандартов (норм, правил);

3) распоряжение и управление государственным фондом недр, в том

числе - совместно с органами государственной власти ГБАО, областей,

городов и районов - фондом общераспространенных полезных ископаемых;

4) определение перечней полезных ископаемых, относимых к обще-

распространенным, а также перечней коллекционных материалов и полезных

ископаемых, разрешенных для старательской добычи;

5) выдача лицензий на пользование недрами и переработку минераль-

ного сырья; (В редакции Закона РТ от 4.11.1995 г. № 120)

6) установление квот на добычу, переработку и реализацию предпри-

ятиями минерального сырья государственного значения;

7) установление порядка привлечения иностранных инвестиций, пре-

доставления лицензий и концессий иностранным юридическим лицам и граж-

данам на поиски, разведку, добычу и переработку минерального сырья, а

также на использование недр в иных целях и осуществление контроля за

его соблюдением;

8) создание единой системы государственного фонда геологической

информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет го-

сударственных средств;

9) государственный надзор и контроль за рациональным использова-

нием и охраной недр, а также установление порядка его осуществления;

10) составление государственного баланса запасов полезных ископа-

емых, государственный учет участков недр, используемых для добычи по-

лезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с

добычей полезных ископаемых, государственная регистрация работ по гео-

логическому изучению и освоению недр, осуществляемых предприятиями и

организациями вне зависимости от форм их собственности;

11) государственная экспертиза информации о разведанных запасах

полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность;

12) введение ограничений на пользование недрами на отдельных

участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей

среды;

13) определение государственной политики, осуществление междуна-

родного сотрудничества в области использования и охраны недр; (В ре-

дакции Закона РТ от 4.11.1995 г. № 120)

14) утверждение ставок, платы за пользование недрами;

15) прекращение права пользования недрами при нарушении ими тре-

бований настоящего Закона; (В редакции Закона РТ от 4.11.1995 г. №

120);

16) координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских

работ, связанных с пользованием недрами;

17) защита прав пользователей недрами и интересов граждан Респуб-

лики Таджикистан;

18) разрешение споров по вопросам пользования недрами между ГБАО,

областями, городами и районами республиканского подчинения Республики

Таджикистан;

19) Государственная экспертиза проектов использования недр, пре-

доставляемых иностранным недропользователям на основе договоров, зак-

люченных в соответствии с законодательством Республики Таджикистан;

20) регулирование других вопросов в области недропользования в

соответствии с Конституцией Республики Таджикистан.

Правительство Республики Таджикистан может передавать отдельные

полномочия по регулированию отношений недропользования органам госу-

дарственной власти ГБАО, областей, городов и районов, а также респуб-

ликанским государственным органам.

Статья 6. Компетенция органов исполнительной власти (хукуматов)

ГБАО, областей, городов и районов республиканского и

областного подчинения в сфере регулирования отношений

недропользования

Ведению органов исполнительной власти (хукуматов) ГБАО, областей,

городов и районов республиканского подчинения в сфере регулирования

отношений недропользования подлежат:

1) регулирование отношений по использованию и охране недр в пре-

делах полномочий, установленных настоящим Законом;

2) осуществление полномочий в рамках совместной с Правительством

Республики Таджикистан компетенции по распоряжению государственным

фондом общераспространенных полезных ископаемых;

3) выдача лицензий на добычу общераспространенных полезных иско-

паемых при согласовании с Правительством Республики Таджикистан;

4) прекращение права пользования недрами в пределах своей компе-

тенции при нарушении требований настоящего Закона; (В редакции Закона

РТ от 4.11.1995 г. № 120);

5) разработка и реализация территориальных программ развития и

использования минерально-сырьевой базы.

Кроме того ведению органов исполнительной власти (хукуматов) го-

родов и районов республиканского, а также областного подчинения подле-

жат:

1) выдача недропользователям разрешений на использование земель и

земельных отводов в соответствии с земельным законодательством Респуб-

лики Таджикистан;

2) предоставление горных отводов для разработки месторождений об-

щераспространенных полезных ископаемых;

3) контроль за рациональным использованием недр при добыче обще-

распространенных полезных ископаемых, а также при строительстве и экс-

плуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных иско-

паемых;

4) участки недр для геологического изучения предоставляются в ви-

де геологического отвода; (В редакции Закона РТ от 4.11.1995 г. № 120)

5) введение ограничений на пользование участками недр на террито-

рии населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности,

транспорта и связи в случаях, если это пользование может создавать уг-

розу жизни и здоровью населения, нанести ущерб хозяйственным объектам

или окружающей природной среде.

 

РАЗДЕЛ II. ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ

Статья 7. Виды пользования недрами

Недра предоставляются в пользование для:

1) геологического изучения;

2) добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов

горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

3) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связан-

ных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подзем-

ного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, а также для

захоронения вредных веществ, отходов промышленного сброса сточных вод;

4) образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих

научное культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное

значение (научные учебные полигоны, геологические заповедники, заказ-

ники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

5) сбора минералогических, палеонтологических и других геологи-

ческих коллекционных материалов.

Статья 8. Предоставление недр в пользование

Недра предоставляются в пользование специальными разрешениями в

виде лицензий на условиях конкурса, контракта или концессии, а также

на основе прямых переговоров между претендентом на пользование недрами

и собственником недр. (В редакции Закона РТ от 4.11.1995 г. № 120)

В соответствие с лицензией на право добычи полезных ископаемых,

строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с до-

бычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических

объектов, участок предоставляется пользователю в виде горного отвода.

Горный отвод также предоставляется для проведения геологического изу-

чения недр с одновременной или непосредственно следующей за ним добы-

чей полезных ископаемых.

Горный отвод выдается и регистрируется, а на общераспространенные

полезные ископаемые только регистрируется, органом горного надзора в

порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан.

Пользователь недрами, получивший горный или геологический отвод

имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование

недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятель-

ность, связанная с пользованием недрами в границах горного или геоло-

гического отвода, может осуществляться только с согласия пользования

недрами, которому предоставлен горный или геологический отвод. (В ре-

дакции Закона РТ от 4.11.1995 г. № 120)

Юридические и физические лица, финансировавшие геолого-разведоч-

ные работы за счет собственных средств, имеют первоочредное право на

экcплуатацию местонахождения при условии соблюдения требований настоя-

щего Закона. Это право утрачивается, если оно не было использовано в

течении двух лет после утверждения запасов ископаемых разведанного

месторождения. (В редакции Закона РТ от 4.11.1995 г. № 120)

Статья 9. Ограничение пользования недрами

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или

запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окру-

жающей природной среды.

Пользование недрами на территории населенных пунктов, пригородных

зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично

или полностью запрещено в случаях, если это пользование может созда-

вать угрозу жизни и здоровью населения, нанести ущерб хозяйственным

объектам или окружающей природной среде.

Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится

в соответствии со статусом этих территорий.

                 

Статья 10. Пользователи недрами

Пользователями недрами могут быть государственные, кооперативные,

общественные предприятия, учреждения, организации, субъекты предприни-

мательской деятельности, независимо от форм собственности, и граждане,

в том числе юридические лица и граждане других государств, если иное

не предусмотрено законодательными актами Республики Таджикистан.

Пользователями недрами для добычи радиоактивного сырья, складиро-

вания (захоронения) его отходов могут быть только государственные

предприятия.

Статья 11. Сроки пользования недрами

Недра предоставляются в пользование на определенный срок или без

его ограничения.

Без ограничения срока могут быть предоставленные участки недр для

строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с до-

бычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в

иных целях.

Сроки пользования недрами устанавливаются лицензиями и могут быть

продлены по инициативе пользователя недрами.

Сроки пользования недрами исчисляются со дня предоставления права

на это пользование.

Статья 12. Порядок лицензирования пользования недрами

Порядок предоставления лицензии на право пользования недрами ус-

танавливается Положением, утверждаемым Правительством Республики Тад-

жикистан.

Лицензирование пользования недрами должно обеспечить равные воз-

можности всем юридическим лицам и гражданам на получение лицензий, не-

обходимые гарантии на пользование участками недр владельцам и защиту

их прав.

Статья 13. Антимонопольные требования

                 

Запрещаются или признаются неправомочными действия органов госу-

дарственной власти и управления, а также любых хозяйствующих субъектов

(пользователей недрами), направленные на:

1) ограничение, вопреки условиям проводимых конкурсов или аукцио-

нов, доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих при-

обрести право на пользование недрами в соответствии с настоящим Зако-

ном;

2) уклонение от выдачи лицензий победителям в конкурсе либо на

аукционе;

3) дискриминацию пользователей недрами, создающих структуры, кон-

курирующие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее поло-

жение в недропользовании;

4) дискриминацию пользователей недрами в предоставлении доступа к

объектам транспорта и инфраструктуры.

Статья 14. Предоставление недр для разработки месторождений обще-

распространенных полезных ископаемых

Порядок предоставления недр для разработки месторождений обще-

распространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юри-

дическими лицами и гражданами в пределах предоставленных им земельных

участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а

также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавли-

вается органами исполнительной власти на местах (хукуматами) областей,

городов и районов республиканского подчинения по согласованию с Прави-

тельством Республики Таджикистан. (В редакции Закона РТ от 4.11.1995

г. № 120)

Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью

производства строительных материалов могут не предоставляться в случае

имеющейся возможности использования отходов горнодобывающего и иных

производств, являющихся альтернативным источником сырья.

 

Статья 15. Добыча общераспространенных полезных ископаемых вла-

дельцами земельных участков

Владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в

их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу обще-

распространенных полезных ископаемых и строительство подземных соору-

жений для своих нужд на глубину до пяти метров в соответствии с насто-

ящим Законом.

Статья 16. Добыча полезных ископаемых старательским и вольнопри-

носительским способами

На месторождениях и проявлениях благородных металлов и других по-

лезных ископаемых или их участках в соответствии с перечнем, утвержда-

емым Правительством Республики Таджикистан, допускается добыча мине-

рального сырья старательским и вольноприносительским способами отдель-

ными гражданами или группами лиц, объединенных в товарищество (ар-

тель). Предоставление им недр для пользования устанавливается в соот-

ветствии со статьями 8 и 12 настоящего Закона.

Добыча полезных ископаемых старательским и вольноприносительским

способами может производиться гражданами или группами лиц по разреши-

тельным удостоверениям горнодобывающих предприятий в пределах их гор-

ных отводов по договору с ними и с обязательной сдачей этим предприя-

тиям добытого минерального сырья. Контроль за старательской и вольноп-

риносительской добычей полезных ископаемых в пределах горных отводов

возлагается на соответствующие горнодобывающие предприятия.

Добытые драгоценные металлы недропользователи обязаны передавать

действующим в районе предприятиям соответствующего профиля производс-

твенной деятельности или в специально организованные приемные пункты,

без права реализации их третьим юридическим лицам или гражданам. Дру-

гие добытые полезные ископаемые реализуют согласно выданным лицензиям.

Статья 17. Добыча и охрана подземных пресных вод

Добыча подземных пресных вод осуществляется без предоставления

горного отвода с соблюдением Водного кодекса Республики Таджикистан,

других правил, установленных законодательством Республики Таджикистан.

Охрана подземных пресных вод заключается в рациональном их ис-

пользовании и проведении соответствующих мероприятий по борьбе с исто-

щением и загрязнением этих вод. Предприятия и организации, осуществля-

ющие добычу подземных пресных вод из недр, обязаны проводить наблюде-

ния за их режимом на участках водозаборов и прилегающей к ним террито-

рии. Размещение наблюдательных скважин согласовывается с территориаль-

ными гидрогеологическими организациями.

В случаях изменения качества и количества воды на водозаборах

предприятия и организации, в ведении которых находятся эти водозаборы,

обязаны в кратчайший срок информировать об этих изменениях органы,

осуществляющие контроль за охраной пресных вод.

Статья 18. Опытно-промышленная разработка месторождений полезных

ископаемых

Опытно-промышленная разработка месторождений полезных ископаемых

или их части осуществляется без предоставления горного отвода.

Право на опытно-промышленную разработку предоставляется в исклю-

чительных случаях. Разрешение на нее выдается Правительством Республи-

ки Таджикистан по проведении экспертизы проекта работ в порядке, уста-

навливаемым настоящим Законом. (В редакции Закона РТ от 4.11.1995 г. №

120)

Реализация добытого минерального сырья и продуктов переработки

должна производиться по лицензиям с последующим взиманием установлен-

ных платежей.

Статья 19. Попутное вскрытие полезных ископаемых при пользовании

недрами

При вскрытии горными выработками залежей драгоценных, полудраго-

ценных и поделочных камней, оптических и пьезоэлектрических кристал-

лов, музейных и коллекционных образцов и других полезных ископаемых,

имеющих практическую или научную ценность, пользователь недрами должен

приостановить работы и сообщить о вскрытом проявлении полезных ископа-

емых в государственный фонд геологической информации о недрах.

Возобновление работ на этом участке допускается после разрешения

государственного фонда геологической информации о недрах.

Статья 20. Основания для прекращения права на пользование недрами

Право на пользование недрами прекращается:

1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия;

2) при отказе владельца лицензии от права на пользование недрами;

3) при возникновении зафиксированного в лицензии решающего усло-

вия, исключающего дальнейшее осуществление предоставленного права.

Право на пользование недрами может быть досрочно прекращено, при-

остановлено или ограничено органом, выдавшим лицензию, в случаях:

1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью лю-

дей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с

пользованием недрами;

2) нарушения пользователем недрами условий лицензии;

3) систематического нарушения пользователем недрами установленных

правил пользования недрами;

4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, воен-

ные действия и другие);

5) если пользователь недрами в течение установленного в лицензии

срока не приступил по зависящим от него причинам к пользованию недрами

в предусмотренных объемах;

6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной дея-

тельности, которому недра были предоставлены в пользование.

При несогласии пользователя недрами с решением о прекращении,

приостановлении или ограничении права на пользование недрами он может

обжаловать его в административном, судебном порядке.

Статья 21. Порядок досрочного прекращения права на пользование

недрами

В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 4 части второй статьи 20

настоящего Закона, пользование недрами прекращается непосредственно

после принятия компетентным органом решения об этом с письменным уве-

домлением пользователя недрами.

В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи

20 настоящего Закона, решение о прекращении права на пользование нед-

рами может быть принято по истечении трех месяцев со дня письменного

уведомления пользователя недрами о допущенных им нарушениях и неприня-

тии с его стороны мер по их устранению.

Право пользования недрами прекращается путем аннулирования или

изъятия лицензии.

При досрочном прекращении права на пользование недрами ликвидация

или консервация предприятия производится в порядке, предусмотренном

статьей 27 настоящего Закона. Расходы на консервацию и ликвидацию

предприятия несет пользователь недрами, если пользование недрами прек-

ращено по причинам, изложенным в пунктах 1 (при наличии вины предприя-

тия), 2 и 3 части второй статьи 20 настоящего Закона, или по инициати-

ве пользователя недрами.

Расходы по консервации и ликвидации предприятия-недропользователя

несет государство, если пользование недрами прекращено по причинам,

указанным в пункте 1 (при отсутствии вины предприятия) и пункте 4 час-

ти второй статьи 20 настоящего Закона.

В том случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приоста-

новление или ограничение права на пользование недрами, устранены, это

право может быть восстановлено в полном объеме. Время, на которое оно

было приостановлено, при отсутствии вины пользователя недрами, не

включается в общий срок действия лицензии.

Статья 22. Основные права и обязанности пользователя недрами

Пользователь недрами имеет право:

1) использовать предоставленный ему участок недр для любой формы

предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обоз-

наченной в лицензии;

2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоре-

чащие законодательным и нормативным актам;

3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добы-

тое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и законодательством;

4) использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним

перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии;

5) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых

в пределах предоставленного ему горного отвода;

6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение

недр за счет собственных средств в пределах горного отвода, предостав-

ленного ему в соответствии с лицензией;

7) обращаться в органы, выдающие лицензию, по поводу пересмотра

условий лицензии при возникновении обстоятельств, отличающихся от тех,

при которых лицензия была выдана;

8) ограничивать деятельность других юридических и физических лиц

в пользовании землей и недрами в пределах предоставляемых ему отводов,

если иное не предусмотрено лицензией в соответствии с законодательст-

вом.

Пользователь недрами имеет преимущество перед другими претенден-

тами при продлении срока действия лицензии.

Пользователь недрами обязан обеспечить:

1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в

установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии введения

работ, связанных с пользованием недрами;

2) соблюдение требований технических проектов и схем развития

горных работ;

3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в

процессе пользования недрами и обеспечение ее сохранности;

4) осуществление ведомственного контроля при пользовании недрами;

5) предоставление геологической информации или сведений о ней в

государственный фонд геологической информации о недрах;

6) предоставление данных о разведанных, извлекаемых и теряемых в

недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об

использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископае-

мых, в государственный фонд геологической информации о недрах в органы

горного надзора и государственной статистики;

7) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;

8) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов

(норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного

воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного

влияния работ, связанных с пользованием недрами;

9) приведение участков земли и других природных объектов, нару-

шенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальней-

шего использования;

10) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин,

которые могут быть использованы при разработке месторождений и в иных

хозяйственных целях, ликвидацию в установленном порядке горных вырабо-

ток и буровых скважин, не подлежащих использованию;

11) выполнение условий, установленных лицензий, своевременное и

правильное внесение платежей при пользовании недрами.

 

РАЗДЕЛ III. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА НЕДР

Статья 23. Основные требования по рациональному использованию и

охране недр

Основными требованиями по рациональному использованию и охране

недр являются:

1) соблюдение установленного законодательством порядка предостав-

ления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недра-

ми;

2) обеспечение полноты и качества геологического изучения, рацио-

нального комплексного использования и охраны недр;

3) проведение опережающего геологического изучения недр, в том

числе в процессе разработки месторождений, обеспечивающие полное выяв-

ление достоверной оценки запасов полезных ископаемых или свойств

участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с

добычей полезных ископаемых;

4) проведение государственной экспертизы и государственного учета

запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в це-

лях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основ-

ных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных ком-

понентов;

6) достоверный учет извлекаемых при разработке месторождений по-

лезных ископаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно

с ними залегающих полезных ископаемых и попутных полезных компонентов;

7) охрана месторождений полезных ископаемых от затоплений, обво-

дений, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископае-

мых, промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработ-

ку;

8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связан-

ных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, га-

за или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отхо-

дов производства, сбросе сточных вод;

9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации

предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не

связанных с добычей полезных ископаемых;

10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания по-

лезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования

этих площадей в иных целях;

11) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на

площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых

для питьевого или промышленного водоснабжения.

В случае нарушения требований настоящей статьи право на пользова-

ние недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено спе-

циально на то уполномоченными государственными органами в соответствии

с законодательством.

Статья 24. Основные требования по безопасному ведению работ свя-

занных с пользованием недрами

Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных иско-

паемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геоло-

гического изучения недр допускаются только при обеспечении безопаснос-

ти жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне

влияния работ, связанных с пользованием недрами.

Органы государственной власти и управления, пользователи недрами

и органы государственного горного надзора в пределах своей компетенции

обязаны обеспечить выполнение требований законодательства, а также ут-

вержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безо-

пасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных усло-

вий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предп-

риятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соот-

ветствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполне-

ния работ по договору.

Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ,

связанных с пользованием недрами, являются:

1) допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квали-

фикацию;

2) обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специ-

альной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;

3) применение машин, оборудования и материалов, соответствующих

требованиям правил безопасности и санитарных норм;

4) правильное использование взрывчатых веществ и средств взрыва-

ния, их надлежащий учет, хранение и расходование;

5) проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наб-

людений, достаточных для обеспечения нормального технологического цик-

ла работ и прогнозирования опасных ситуаций;

6) систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы,

содержание в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей;

7) разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану ра-

ботников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами

и населения в зоне влияния указанных работ от вредного воздействия

этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуа-

ций.

Руководители предприятий, ведущих работы, связанные с пользовани-

ем недрами, иные уполномоченные на то должностные лица при возникнове-

нии непосредственной угрозы жизни и здоровью работников этих предприя-

тий обязаны немедленно приостановить работы и обеспечить транспорти-

ровку людей в безопасное место.

При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью насе-

ления в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, руково-

дители соответствующих предприятий обязаны незамедлительно информиро-

вать об этом соответствующие органы государственного управления, мест-

ную администрацию.

Статья 25. Горноспасательная служба

Предприятия и организации, ведущие подземные горные работы, раз-

ведку и эксплуатацию нефтяных и газовых месторождений, а также исполь-

зующие подземные сооружения и объекты, должны обслуживаться в установ-

ленном порядке военизированными горноспасательными (противофонтанными)

службами или, по согласованию с органами государственного горного над-

зора, другими специализированными подразделениями, выполняющими их

функции.

Положение о военизированных горноспасательных (противофонтанных)

частях утверждается Правительством Республики Таджикистан или уполно-

моченным на то государственным органом.

Статья 26. Условия застройки площадей залегания полезных ископае-

мых

Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных

комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после

получения данных об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участ-

ком предстоящей застройки.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также разме-

щение в местах их залегания подземных сооружений допускаются при сог-

ласовании с государственным фондом геологической информации о недрах и

с разрешения органов горного надзора только при условии обеспечения

возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономи-

ческой целесообразности застройки.

Статья 27. Ликвидация и консервация предприятий по добыче полез-

ных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с

добычей полезных ископаемых

Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения,

не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или

консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном

прекращении пользования недрами.

До завершения процесса их ликвидации или консервации пользователь

недрами несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом.

При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия

либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны

быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здо-

ровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооруже-

ний, а при консервации также сохранность месторождения горных вырабо-

ток и буровых скважин на все время консервации.

При ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных иско-

паемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с

добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная до-

кументация заполняется на момент завершения работ и сдается в установ-

ленном порядке на хранение в государственный фонд геологической инфор-

мации о недрах.

Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископае-

мых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных иско-

паемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или

консервации органами, выдавшими лицензию и органом государственного

горного надзора.

Статья 28. Геологическая информация о недрах

Информация о геологическом строении недр, находящихся в них по-

лезных ископаемых, их количестве и качестве, условиях их добычи, а

также иных особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах,

картах и других материалах, является собственностью заказчика, финан-

сировавшего работы, в результате которых получена данная информация,

если иное не предусмотрено лицензией на пользование недрами.

Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах

охраняется в порядке, установленном законодательством Республики Тад-

жикистан в отношении других объектов собственности.

Исполнитель имеет право использовать полученную в результате про-

ведения работ информацию о недрах для научной и преподавательской дея-

тельности, если при этом не затрагиваются коммерческие интересы заказ-

чика, обусловленные договором.

Геологическая и иная информация, полученная за счет государствен-

ных средств, представляется по установленной форме в государственный

фонд геологической информации, осуществляющий ее хранение и системати-

зацию.

Порядок и условия использования указанной информации определяются

Правительством Республики Таджикистан.

Организации, предприятия и граждане, получившие геологическую и

иную информацию о недрах за счет собственных средств, представляют эту

информацию или сведения о ней в государственный фонд геологической ин-

формации и определяют условия ее использования по действующему законо-

дательству.

Должностные лица обязаны обеспечить конфиденциальность информации

во время ее сбора, хранения, передачи и иного использования.

Статья 29. Государственный учет и государственная регистрация

Государственному учету и государственной регистрации подлежат ра-

боты по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные

для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их до-

бычей.

Государственный учет и государственная регистрация проводятся по

единой системе в порядке, устанавливаемом Правительством Республики

Таджикистан.

Статья 30. Государственная экспертиза и утверждение запасов по-

лезных ископаемых

Запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат го-

сударственной экспертизе, рассмотрению и утверждению Государственной

комиссией по запасам полезных ископаемых Республики Таджикистан. Пере-

чень полезных ископаемых и минимальные масштабы месторождений, подле-

жащих рассмотрению этой комиссией, определяются Правительством Респуб-

лики Таджикистан.

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых

разрешается только после проведения государственной экспертизы их за-

пасов.

Заключение о государственной экспертизе запасов полезных ископае-

мых является основанием для постановки разведанных запасов полезных

ископаемых на государственный учет.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых может про-

водиться на любой стадии геологического изучения месторождения при ус-

ловии, если представляемые на экспертизу геологические материалы поз-

воляют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных

ископаемых, их народнохозяйственного значения, горнотехнических, гид-

рогеологических, экологических и и других условий их добычи.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информа-

ция об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации под-

земных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных

ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разреша-

ется только после проведения государственной экспертизы геологической

информации.

При предоставлении недр в пользование одновременно для геологи-

ческого изучения и добычи полезных ископаемых пользователи недрами мо-

гут согласно лицензиям начинать добычу до государственной экспертизы

запасов полезных ископаемых с последующим представлением материалов на

государственную экспертизу, включающих результаты опережающего этап

разработки месторождений.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологи-

ческой информации о представляемых в пользование участках недр осу-

ществляется органом, уполномоченным на то Правительством Республики

Таджикистан.

Статья 31. Государственный кадастр месторождений и проявлений по-

лезных ископаемых

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных иско-

паемых ведется в целях обеспечения разработки государственных и регио-

нальных программ геологического изучения недр, комплексного использо-

вания месторождений полезных ископаемых, рационального размещения

предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных це-

лях.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных иско-

паемых должен включить в себя сведения по каждому месторождению, ха-

рактеризующие количество и качество основных и совместно с ними зале-

гающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехни-

ческие, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки

месторождения и его геолого-экономическую оценку, а также сведения по

каждому проявлению полезных ископаемых.

Статья 32. Государственный баланс запасов полезных ископаемых и

списание балансовых запасов

С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется госу-

дарственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать

сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого

вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное зна-

чение, об их размещении, степени промышленного освоения, о добыче, по-

терях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных

ископаемых.

Добытые полезные ископаемые, а также запасы полезных ископаемых,

утратившие промышленное значение, потерянные в процессе добычи, не

подтвердившиеся при последующих геологоразведочных работах или разра-

ботке месторождения, подлежат списанию с баланса полезных ископаемых в

порядке, устанавливаемом нормативными актами Республики Таджикистан.

Списание с учета горнодобывающего предприятия балансовых запасов

полезных ископаемых, утративших промышленное значение, потерянных в

процессе добычи либо не подтвердившиеся при последующих геологоразве-

дочных работах или разработке месторождения, производится по согласо-

ванию с органами горного надзора.

Статья 33. Ведение государственного кадастра месторождений и про-

явлений ископаемых и государственного баланса полезных

ископаемых

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных иско-

паемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составля-

ются и ведутся на основе геологической информации, представляемой

предприятиями и организациями, осуществляющими геологическое изучение

недр, в государственный фонд геологической информации о недрах в соот-

ветствии с настоящим Законом, а также на основе государственной отчет-

ности предприятий и организаций, осуществляющих разведку месторождений

полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанный фонд в по-

рядке, устанавливаемом Правительством Республики Таджикистан.

Статья 34. Охрана участков недр, представляющих особую научную

или культурную ценность

Всякая деятельность, нарушающая сохранность редких геологических

обнажений, минералогических образований, палеонтологических объектов и

других участков недр, представляющих особую научную или культурную

ценность, геологических заповедников, заказников и памятников, запре-

щается.

В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических

и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, архео-

логических и других объектов, представляющих интерес для науки и куль-

туры, пользователи недрами обязаны приостановить работы на соответс-

твующем участке и сообщить об этом в орган управления государственным

фондом недр.

Статья 35. Первооткрыватели месторождений полезных ископаемых

Лица, открывшие неизвестное ранее месторождение полезных ископае-

мых и другие свойства недр, имеющие промышленную и научную ценность,

либо выявившие дополнительные запасы полезных ископаемых или ранее не-

известные свойства недр, а также новое минеральное сырье на ранее из-

вестном месторождении, существенно увеличивающее его промышленную цен-

ность, признаются первооткрывателями.

Первооткрыватели месторождений полезных ископаемых и других цен-

ных свойств недр имеют право на вознаграждение.

Права первооткрывателей и порядок выплаты им денежного вознаграж-

дения определяются законодательством Республики Таджикистан.

 

РАЗДЕЛ IV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ОТНОШЕНИЙ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

Статья 36. Задачи государственного регулирования отношений недро-

пользования

Основной задачей государственного регулирования отношений недро-

пользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой

базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынеш-

него и будущих поколений народа Республики Таджикистан.

Государственное регулирование отношений недропользования осущест-

вляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля.

В задачи государственного регулирования входят:

1) определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых

на текущий период и на перспективу по Республике Таджикистан в целом и

по ее регионам;

2) обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки ре-

зерва участков недр, используемых для строительства подземных сооруже-

ний, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

4) введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также

регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;

5) установление стандартов (норм, правил) в области геологическо-

го изучения, использования и охраны недр, безопасности ведения работ,

связанных с пользованием недрами.

Статья 37. Государственное управление в области использования и

охраны недр

Государственное управление в области использования и охраны недр

осуществляется Правительством Республики Таджикистан, органами испол-

нительной власти на местах (хукуматами) ГБАО, областей, городов и ра-

йонов республиканского подчинения через государственные органы (фонд

геологической информации о недрах, горный надзор и т.д.). (В редакции

Закона РТ от 4.11.1995 г. № 120)

Управление и распоряжение государственным фондом недр определяет-

ся соответствующим положением, утверждаемым Правительством Республики

Таджикистан.

Статья 38. Государственный контроль за рациональным использовани-

ем и охраной недр

Задачей государственного контроля за рациональным использованием

и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями

недрами установленного законодательством порядка пользования недрами,

утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в об-

ласти геологического изучения, использования и охраны недр, правил ве-

дения государственного учета и отчетности.

Государственный контроль за рациональным использованием и охраной

недр осуществляется органами государственного геологического контроля,

органами государственного горного надзора совместно с природоохранными

и другими государственными органами.

Полномочия органов государственного геологического контроля опре-

деляются положением, утверждаемым Правительством Республики Таджикис-

тан.

Статья 39. Государственный надзор за безопасным ведением работ,

связанных с пользованием недрами, и за охраной недр

Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ,

связанных с пользованием недрами, и за охраной недр является обеспече-

ние соблюдения всеми пользователями недрами законодательства, утверж-

денных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасно-

му ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на

население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по

охране недр.

Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с

пользованием недрами, и за охраной недр возлагается на органы госу-

дарственного горного надзора. Органы государственного горного надзора

осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами государс-

твенного геологического контроля, природоохранными и иными заинтересо-

ванными органами.

Компетенция органов государственного горного надзора, права, обя-

занности и порядок их работы определяются положением, утверждаемым

Правительством Республики Таджикистан.

Статья 40. Ведомственный контроль за использованием и охраной

недр

Пользователи недрами, а также их объединения, независимо от форм

собственности, обязаны организовывать ведомственный контроль за соблю-

дением установленного порядка использования и охраны недр.

Ведомственный контроль осуществляется маркшейдерской, геологичес-

кой и иными службами предприятий и их объединений или специализирован-

ными организациями на договорной основе.

Типовые положения о маркшейдерской и геологической службах ут-

верждаются государственным органом, уполномоченным на то Правительст-

вом Республики Таджикистан.

Пользование недрами без своевременного и качественного геологи-

ческого и маркшейдерского обеспечения горных работ, а также без веде-

ния учета состояния и движения запасов полезных ископаемых запрещает-

ся.

Статья 41. Проектирование предприятий по добыче полезных ископае-

мых и переработке минерального сырья, а также подзем-

ных сооружений, не связанных с изучением недр и добы-

чей полезных ископаемых

Проектирование горнодобывающих предприятий, а также подземных со-

оружений, не связанных с изучением недр и добычей полезных ископаемых,

производится специализированными проектными организациями на основе

утвержденных запасов полезных ископаемых с учетом обеспечения экологи-

ческой безопасности и комплексного развития региона.

Места расположения предприятий по добыче и переработке полезных

ископаемых, а также подземных сооружений, используемых в целях, не

связанных с изучением недр и добычей полезных ископаемых, определяются

специально создаваемыми комиссиями и согласовываются с органами мест-

ного самоуправления, органами государственного горного надзора и дру-

гими заинтересованными организациями.

В ходе проектирования предприятий по добыче полезных ископаемых и

переработке минерального сырья, а также подземных сооружений, исполь-

зуемых в целях, не связанных с изучением недр и добычей полезных иско-

паемых, организация, осуществляющая проектирование, обязана обнародо-

вать сведения о характере воздействия проектируемого объекта на окру-

жающую природную среду.

Проекты на строительство, расширение и реконструкцию горнодобыва-

ющих предприятий и подземных сооружений до их осуществления должны

пройти комплексную государственную экспертизу, в том числе экологичес-

кую, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Таджикистан.

Нормы технологического проектирования предприятий по добыче по-

лезных ископаемых и переработка минерального сырья, а также подземных

сооружений, используемых в целях, не связанных с изучением недр и до-

бычей полезных ископаемых, должны быть согласованы с органами госу-

дарственного горного надзора в пределах их компетенции. (В редакции

Закона РТ от 4.11.1995 г. № 120)

Проектные организации, осуществляющие проектирование предприятий

и технологий, изделий и оборудования, связанных с пользованием недра-

ми, а также организации, осуществляющие экспертизу таких проектов,

должны иметь соответствующие разрешения (лицензии), выдаваемые в по-

рядке, устанавливаемом Правительством Республики Таджикистан.

Статья 42. Требования к разработке месторождений полезных ископа-

емых, переработке минерального сырья и использованию

недр в иных целях

Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недра-

ми в иных целях производятся в соответствии с существующим законода-

тельством, утвержденными проектами и планами развития горных работ,

проектами и схемами разработки месторождений нефти, газа и подземных

вод, правилами технической эксплуатации, правилами охраны недр, сани-

тарными правилами, экологическими и другими нормативами.

Правила технической эксплуатации, правила охраны недр утверждают-

ся специально уполномоченными на то государственными органами.

При разработке месторождений полезных ископаемых, переработке ми-

нерального сырья и использования недр в иных целях, должно быть обес-

печено:

1) недопущение сверхнормативных потерь и разубоживания, подработ-

ки рудных тел и пластов, выборочной отработки месторождений, приводя-

щих к снижению ценности запасов минерального сырья, остающихся в нед-

рах, необоснованным потерям запасов полезных ископаемых;

2) недопущение порчи разрабатываемых и соседних с ними месторож-

дений полезных ископаемых в результате проводимых горных работ, а так-

же сохранение запасов полезных ископаемых, консервируемых в недрах, и

горных выработок, пригодных для последующего использования;

3) учет и государственная отчетность о состоянии и движении запа-

сов, потерях и разубоживания полезных ископаемых, учет комплексности

освоения и использования минерального сырья, а также выработанного

пространства недр;

4) осуществление доразведки месторождений полезных ископаемых и

иных геологических работ, проведение маркшейдерских работ, а также ве-

дение и хранение геолого-маркшейдерской документации;

5) учет и контроль качественного и количественного распределения

полезных ископаемых в поступающем на переработку минеральном сырье,

конечных продуктах и отходах обогащения;

6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;

7) ведение систематического контроля за состоянием объектов захо-

ронения (складирования) вредных веществ и состоянием окружающей при-

родной среды, а также применение эффективных мер защиты и своевремен-

ного оповещения населения при возникновении аварий;

8) исключение хранения вредных веществ и токсичных отходов на

площадях распространения месторождений полезных ископаемых, над зале-

жами, сооружениями и объектами, расположенными в недрах;

9) исключение возможности захоронения особо опасных и радиоактив-

ных отходов производства, принадлежащих иностранным государствам и

гражданам, в пределах выделенных горных и земельных отводов.

 

РАЗДЕЛ V. ПЛАТА ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ

Статья 43. Система платежей при пользовании недрами

Пользование недрами является платным.

Система платежей при пользовании недрами включает в себя:

-платежи за право на пользование недрами;

-отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

-сбор за выдачу лицензий.

Кроме того, пользователи недрами уплачивают налоги, сборы и дру-

гие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за зем-

лю, плату за геологическую информацию, и могут получать скидку с пла-

тежей за истощение недр в соответствии со статьей 48 настоящего Зако-

на.

Статья 44. Платежи за право на пользование недрами

Платежи за право на пользование недрами при поисках, разведке,

изучении месторождений полезных ископаемых, их добыче и при пользова-

нии недрами в иных целях взимаются со всех пользователей недрами, в

том числе при привлечении к пользованию недрами зарубежных инвесторов,

в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. (В редакции

Закона РТ от 4.11.1995 г. № 120)

Размеры и порядок внесения платежей в бюджеты Республики Таджи-

кистан, областей, городов и районов определяются договорами и лицензи-

ями, в том числе о предоставлении концессий на пользование недрами, а

также учредительными документами на создание разного рода акционерных

обществ, ассоциаций и совместных, в том числе с зарубежными фирмами,

предприятий.

От платежей при пользовании недрами освобождаются недропользова-

тели, ведущие все виды геологических работ за счет средств государс-

твенного бюджета и владельцы земельных участков, ведущие работы в со-

ответствии со статьей 15 настоящего Закона.

Статья 45. Формы внесения платы за право на пользование недрами

Плата за право на пользование недрами может взиматься в устанав-

ливаемой в лицензии на право пользования недрами форме:

1) денежных платежей;

2) части объема добытого минерального сырья или иной производимой

пользователем недрами продукции, кроме радиоактивных материалов, бла-

городных металлов, алмазов и других материалов и продуктов, распоряже-

ние которыми в соответствии с законодательством Республики Таджикистан

входит в исключительную компетенцию Правительства Республики Таджикис-

тан;

3) выполнения работ или предоставления услуг, кроме услуг военно-

го характера и информации, составляющей государственную тайну или ком-

мерческую тайну предприятия;

4) зачета сумм предстоящих платежей в республиканский бюджет и в

бюджеты ГБАО, областей, городов и районов в качестве доли в уставном

фонде создаваемого горного предприятия.

Размеры платежей за право на добычу определяются с учетом вида

полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-ге-

ографических, горно-технических и экономических условий поисков и раз-

ведки, освоения месторождения, степени риска.

Порядок их дифференциаций определяется Правительством Республики

Таджикистан.

Статья 46. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы взимаются

с пользователей недрами, осуществляющих добычу всех видов полезных ис-

копаемых, кроме владельцев земельных участков, в соответствии со

статьей 15 настоящего Закона. Эти отчисления поступают в республиканс-

кий бюджет в виде ставок частичного возмещения затрат на геологоразве-

дочные работы и используются для финансирования работ по геологическо-

му изучению недр и оценки запасов полезных ископаемых. (В редакции За-

кона РТ от 4.11.1995 г. № 120)

Суммы отчислений в республиканский бюджет, вносимые предприятиями

на воспроизводство минерально-сырьевой базы, самостоятельно финансиру-

ющими работы по геологоразведочным проектам, утвержденным соответству-

ющим органом государственного управления, уменьшаются на величину фак-

тического финансирования. (В редакции Закона РТ от 4.11.1995 г. № 120)

Размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

порядок их взимания, распределения и использования устанавливаются

Правительством Республики Таджикистан.

Статья 47. Сбор за выдачу лицензии

За выдачу лицензии на право пользования недрами государственным

органом, выдающим лицензии, взимается сбор. Размер сбора определяется

исходя из расходов на экспертизу заявок на пользование недрами, орга-

низационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензий, и устанав-

ливается Правительством Республики Таджикистан.

Статья 48. Скидка за истощение недр

Скидка за истощение недр применяется к платежам за право на поль-

зование недрами и может предоставляться:

1) пользователю недрами, осуществляющему добычу дефицитного по-

лезного ископаемого при низкой экономической эффективности разработки

месторождения, объективно обусловленной и не связанной с нарушениями

условий рационального использования разведанных запасов;

2) пользователю недрами, осуществляющему добычу полезного ископа-

емого из остаточных запасов пониженного качества, за исключением слу-

чаев ухудшения качества запасов полезного ископаемого в результате вы-

борочной отработки месторождения. Решение об установлении скидки за

истощение недр принимается государственным органом, выдающим лицензии

на право пользования недрами.

 

РАЗДЕЛ VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРАХ

Статья 49. Ответственность за нарушение Закона о недрах

Юридические лица, граждане, совершившие противоправное и вредо-

носное деяние, виновные в:

1) нарушении установленного настоящим Законом порядка пользования

недрами;

2) самовольном пользовании недрами;

3) нарушении требований утвержденных в установленном порядке

стандартов (правил, норм) по безопасному ведению работ, связанных с

использованием недр, по охране недр и окружающей природной среды, в

том числе нарушении, ведущем к загрязнению недр и приводящем месторож-

дение полезного ископаемого в состояние, непригодное для эксплуатации;

4) нарушении права собственности на геологическую и иную информа-

цию либо права на ее конфиденциальность;

5) самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;

6) не обеспечении сохранности зданий, сооружений, а также особо

охраняемых территорий и объектов окружающей природной среды при поль-

зовании недрами;

7) уничтожении или повреждении наблюдательных режимных cкважин на

подземные воды, а также маркшейдерских и геодезических знаков;

8) систематическом нарушении порядка внесения платы при пользова-

нии недрами;

9) невыполнении требований по приведению ликвидируемых или кон-

сервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечи-

вающее безопасность населения, а также требований по сохранности мес-

торождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на

время их консервации;

10) неприведении участков земли и других природных объектов, на-

рушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их даль-

нейшего использования;

11) невыполнении предписаний контролирующих органов, несут уго-

ловную, административную или иную ответственность в соответствии с за-

конодательством Республики Таджикистан.

Законодательством может быть установлена ответственность и за

другие нарушения Закона о недрах.

Статья 50. Порядок разрешения споров

Споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами госу-

дарственной власти и управления, судом в соответствии с их компетенци-

ей и в порядке, установленном законодательством.

Статья 51. Возмещение причиненного вреда

Вред, причиненный пользователю недрами в результате деятельности

предприятий, учреждений, организаций, граждан, органов власти и управ-

ления, подлежит возмещению за счет собственных средств и средств соот-

ветствующих бюджетов.

В случае, если участок недр не передан в пользование, возмещение

вреда производится путем взносов в бюджет Республики Таджикистан, бюд-

жеты районов и городов.

Денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных

сторон может быть заменена проведением работ по восстановлению нару-

шенных естественных свойств недр.

Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей,

залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения затрат, про-

изведенных за время незаконного пользования недрами.

 

РАЗДЕЛ VII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья 52. Международные договоры

Если международным договором Республики Таджикистан определены

иные правила, чем тем, что установлены настоящим Законом, то применя-

ются правила международного договора.

 

Председатель Верховного Совета

Республики Таджикистан Э. Рахмонов

 

20 июля 1994 года, г.Душанбе, N 983

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О введении в действие Закона

Республики Таджикистан "О недрах"

Верховный Совет Республики Таджикистан постановляет:

1. Ввести в действие Закон Республики Таджикистан "О недрах" с

момента его опубликования.

2. Совету Министров Республики Таджикистан:

привести решения Правительства Республики Таджикистан в соответс-

твии с настоящим Законом;

подготовить в установленном порядке предложения о приведении

действующих законодательных актов в соответствии с Законом Республики

Таджикистан "О недрах";

обеспечить пересмотр и отмену министерствами и ведомствами Рес-

публики Таджикистан их нормативных и иных актов, противоречащих насто-

ящему Закону.

Председатель Верховного Совета

Республики Таджикистан Э. Рахмонов

20 июля 1994 года, г.Душанбе, N 984

 

 

 

Hosted by uCoz