ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О ветеринарном деле

(в редакции Закона РТ 1 февраля 1996 г. N 223)

Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические, соци-

альные и организационные основы ветеринарного дела на территории Рес-

публики Таджикистан.

Статья 1. Ветеринарное дело

Ветеринарное дело - это комплекс государственных, общественных,

хозяйственных и специальных мероприятий, обеспечивающих охрану здо-

ровья животных, ветеринарное благополучие продуктов и сырья животного

происхождения, а также решение ветеринарно-санитарных проблем окружаю-

щей среды.

Ветеринарная деятельность осуществляется Государственной ветери-

нарной службой при Министерстве сельского хозяйства Республики Таджи-

кистан, ветеринарными службами других министерств, ведомств, учрежде-

ний, организаций, предприятий и специалистами, ведущими частную вете-

ринарную практику (в редакции Закона РТ от 01.02.96 г. N 223).

Органами государственной ветеринарии Республики Таджикистан явля-

ются Главное управление ветеринарии (с государственной ветеринарной

инспекцией) при Министерстве сельского хозяйства, ветеринарные учреж-

дения и организации республиканского и местного подчинения, а также

ветеринарная служба на государственной границе и транспорта (в редак-

ции Закона РТ от 01.02.96 г. N 223).

Статья 2. Ветеринарное законодательство

Ветеринарное законодательство Республики Таджикистан состоит из

настоящего Закона, Ветеринарного Устава Республики Таджикистан, реше-

ний Правительство Республики Таджикистан и нормативных актов Главного

управления ветеринарии при Министерстве сельского хозяйства, которые

обязательны для выполнения всеми министерствами, ведомствами, предпри-

ятиями, организациями, учреждениями, относящимися к отраслям сельского

хозяйства, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собс-

твенности, а также должностными лицами и гражданами (в редакции Закона

РТ от 01.02.96 г. N 223).

Статья 3. Основные задачи государственной ветеринарии

Основными задачами государственной ветеринарии являются:

предупреждение возникновения и ликвидации заразных болезней жи-

вотных, (в том числе птиц, пушных зверей, пчел, рыб);

осуществление ветеринарно-санитарного контроля при содержании,

кормлении и эксплуатации животных, заготовке, переработке, хранении,

использовании и транспортировке продукции животноводства и кормов,

ввозе и вывозе, а также перегонах (перевозках) скота;

проведение ветеринарно-санитарных экспертиз при торговле продук-

тами животноводства, пчеловодства, рыбой и растительными продуктами, а

также надзор за состоянием мест торговли ими и скотом на рынках, яр-

марках, аукционах;

организация и осуществление мер по защите животных от заразных

болезней, а также при чрезвычайных ситуациях;

изучение закономерностей возникновения, течения, распространения

болезней животных, составление прогнозов их возможного проявления,

разработка планов и систем профилактики и ликвидации заразных болезней

скота и птицы;

внедрение в практику ветеринарно-санитарных правил, достижений

науки и передового опыта, ведение профилактической работы.

Статья 4. Организация ветеринарного дела

Ветеринарное дело в Республике Таджикистан организуется Минис-

терством сельского хозяйства Республики Таджикистан. Руководство вете-

ринарным делом и выполнение настоящего Закона, а также других законо-

дательных актов по ветеринарии осуществляется Министерством сельского

хозяйства Республики Таджикистан в лице Главного управления ветерина-

рии (с Госветинспекцией) (в редакции Закона РТ от 01.02.96 г. N 223).

Статья 5. Компетенция органов государственной ветеринарии

К ведению высшего республиканского органа управления в области

ветеринарии в лице Главного управления ветеринарии Министерства сель-

ского хозяйства Республики Таджикистан относятся:

установление основных принципов и стратегических направлений раз-

вития ветеринарного дела в республике, совершенствование его организа-

ционных и структурных форм;

разработка и совершенствование нормативных документов, регламен-

тирующих правовые положения ветеринарной службы;

организация разработки общереспубликанских программ предотвраще-

ния заноса и распространения карантинных и особо опасных инфекций,

систем прогноза, планирования и контроля ситуации по этим болезням;

обеспечение единой политики и действий государственной ветеринар-

ной службы в указанных направлениях и при чрезвычайных ситуациях;

подбор и расстановка руководителей районных, городских и област-

ных ветеринарных служб;

организация разработки и утверждения методических документов по

профилактике и борьбе с болезнями животных;

обеспечение взаимодействия с ветеринарными службами других минис-

терств и ведомств с целью организации единого ветеринарного надзора и

проведения профилактических и карантинных мер, а также с органами го-

сударственного санитарного надзора в части профилактики и борьбы с бо-

лезнями, общими для человека и животных;

выдача лицензий предприятиям, организациям, кооперативам, гражда-

нам на право занятия производством, переработкой, хранением и реализа-

цией животноводческой продукции;

утверждение ветеринарных требований (правил) при проектировании

ветеринарных объектов, животноводческих помещений, предприятий по пе-

реработке продукции животноводства;

определение, совместно с Академией наук Республики Таджикистан,

научными ветеринарными учреждениями и другими заинтересованными орга-

низациями, приоритетных направлений и программ научных исследований в

области ветеринарии, программ подготовки ветеринарных врачей и повыше-

ния их квалификации; представление интересов республики в области ве-

теринарии в международных организациях и при сотрудничестве с ветери-

нарными службами зарубежных стран (в редакции Закона РТ от 01.02.96 г.

N 223).

К ведению областных ветеринарных органов Республики Таджикистан

относится:

руководство ветеринарной службой на территории области;

обеспечение развития государственной ветеринарной сети, укрепле-

ние ее материально-технической базы и организация осуществления госу-

дарственного ветеринарного надзора;

организация мероприятий по предупреждению заразных болезней жи-

вотных, а также при чрезвычайных ситуациях;

обеспечения выполнения общереспубликанских программ защиты живот-

ных от карантинных и особо опасных болезней;

разработка и осуществление, совместно с органами здравоохранения,

мероприятий по профилактике и ликвидации очагов болезней, общих для

человека и животных.

В компетенцию районной государственной ветеринарной службы вхо-

дит:

организация и проведение мероприятий, обеспечивающих предупрежде-

ние и ликвидацию заболеваний животных и производство доброкачественных

в ветеринарном отношении продуктов и сырья животного происхождения;

охрана населения от болезней, общих для человека и животных;

ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных эпизооти-

ями, стихийными и экологическими бедствиями;

представление органам власти на установление и отмену карантинных

или особых режимов ведения хозяйственной деятельности, направленных на

борьбу с заразными болезнями животных;

осуществление государственного надзора за ветеринарно-санитарным

состоянием мест содержания скота, скотопрогонных трасс, предприятий по

переработке животноводческой продукции, а также перевозками животных,

животноводческой продукции и кормов;

осуществление контроля за соблюдением ветеринарных требований

(правил) при проектировании и строительстве ветеринарных объектов, жи-

вотноводческих помещений, предприятий по переработке продукции живот-

новодства.

Статья 6. Право на частную ветеринарную практику

Право на частную ветеринарную практику предоставляется лицам,

имеющим высшее или среднее ветеринарное образование, получившим лицен-

зию (удостоверение или сертификат) в районных (городских) станциях по

борьбе с болезнями животных.

Статья 7. Социальная защита ветеринарных специалистов

Специалисты государственной ветеринарной сети обеспечиваются над-

лежащими производственными и жилищными условиями, медицинским обслужи-

ванием, на них распространено законодательство республики Таджикистан

о труде, социальном обеспечении и социальном страховании.

Статья 8. Органы государственного ветеринарного надзора (инспек-

ции)

Главное управление ветеринарии (с Государственной ветеринарной

инспекцией) при Министерстве сельского хозяйства является одновременно

органов государственного ветеринарного надзора Республики Таджикистан

(в редакции Закона РТ от 01.02.96 г. N 223).

Система единого государственного ветеринарного надзора в респуб-

лике состоит из государственных ветеринарных инспекций республики.

Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов, районов и

ветеринарных участков.

Положение о Государственной ветеринарной инспекции утверждается

Правительством Республики Таджикистан (в редакции Закона РТ от

01.02.96 г. N 223).

Статья 9. Должностные лица, осуществляющие ветеринарный надзор

Организация и проведение государственного ветеринарного надзора

возлагается на следующих должностных лиц:

Главного государственного ветеринарного инспектора Республики

Таджикистан, являющегося одновременно руководителем Главного управле-

ния ветеринарии при Министерстве сельского хозяйства Республики Таджи-

кистан, утверждаемого Правительством Республики Таджикистан (в редак-

ции Закона РТ от 01.02.96 г. N 223).

Главных государственных ветеринарных инспекторов Горно-Бадахшанс-

кой автономной области, областей, являющихся одновременно начальниками

ветеринарных отделов областных управлений сельского хозяйства (област-

ных агропромышленных объединений), назначаемых Главным государственным

ветеринарным инспектором республики по согласованию с органами испол-

нительной власти (хукуматами) областей(в редакции Закона РТ от

01.02.96 г. N 223);

Главных государственных ветеринарных инспекторов городов и райо-

нов, являющихся одновременно начальниками районных (городских) станций

по борьбе с болезнями животных, назначаемых Главным государственным

ветеринарным инспектором республики по согласованию с органами испол-

нительной власти (хукуматами) района, города (в редакции Закона РТ от

01.02.96 г. N 223);

Государственных участковых ветеринарных инспекторов, являющихся

одновременно заведующими государственных ветеринарных участков, назна-

чаемых Главным государственным ветеринарным инспектором района по сог-

ласованию с органами исполнительной власти (хукуматами) района, горо-

да, области (в редакции Закона РТ от 01.02.96 г. N 223);

Главного государственного ветеринарного инспектора города Душан-

бе, являющегося одновременно руководителем ветеринарного органа испол-

нительной власти (хукумата) города Душанбе, назначаемого Главным госу-

дарственным ветеринарным инспектором республики по согласованию с ор-

ганом исполнительной власти (хукуматом) города Душанбу. Главные госу-

дарственные ветеринарные инспекторы имеют заместителей, которые ут-

верждаются в порядке, установленном для Главных государственных вете-

ринарных инспекторов (в редакции Закона РТ от 01.02.96 г. N 223).

Ветеринарные специалисты государственной ветеринарной службы всех

уровней наряду с занимаемой должностью одновременно являются государс-

твенными ветеринарными инспекторами.

Статья 10. Обязанности и ответственность должностных лиц, осу-

ществляющих государственный ветеринарный надзор

Главные государственные ветеринарные инспекторы и их заместители,

государственные ветеринарные инспекторы несут ответственность за вы-

полнение возложенных на них задач и обязанностей, правильность органи-

зации и проведения противоэпизоотических мероприятий и ветеринарно-са-

нитарного надзора, своевременное наложение карантинов при возникнове-

нии заразных болезней животных, за соблюдением порядка выдачи ветери-

нарных свидетельств, справок и других документов по ветеринарии.

Руководители (начальники, заведующие, директора) государственных

ветеринарных учреждений отвечают за правильное руководство деятель-

ностью ветеринарных учреждений, за сохранность и рациональное исполь-

зование находящихся в их распоряжении имущества и других материальных

ценностей. Ветеринарные врачи и ветеринарные фельдшеры несут ответс-

твенность за организацию и проведение в обслуживаемых ими хозяйствах

(населенных пунктах) профилактических и ветеринарно-санитарных мероп-

риятий, обеспечивающих предупреждение болезней животных они отвечают

за своевременное проведение предохранительных и лечебных мероприятий,

обеспечивающих быстрейшую ликвидацию болезни.

Специалисты ветеринарных лабораторий и лабораторий ветеринар-

но-санитарной экспертизы на рынках несут ответственность за правиль-

ность и своевременность заключений по исследуемым лабораториями мате-

риалам. За невыполнение должностными лицами, осуществляющими государс-

твенный надзор, своих обязанностей, они привлекаются к дисциплинарной,

административной и уголовной ответственности в соответствии с действу-

ющим законодательством Республики Таджикистан.

Обжалование неправомерных действий должностных лиц государствен-

ного надзора производится в соответствии с законодательством Республи-

ки Таджикистан.

Статья 11. Основные гарантии деятельности лиц, осуществляющие го-

сударственный ветеринарный надзор

Должностные лица органов ветеринарии при Министерстве сельского

хозяйства Республики Таджикистан, осуществляющие государственный вете-

ринарный надзор, в своей деятельности независимы и руководствуются ве-

теринарным законодательством, а также действующим законодательством

Республики Таджикистан. Воздействие в какой бы то ни было форме на

должностных лиц, осуществляющих ветеринарный надзор, со стороны госу-

дарственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граж-

дан с целью воспрепятствования их законной деятельности влечет ответс-

твенность в соответствии с действующим законодательством. Органы госу-

дарственной власти и управления обязаны оказывать практическую помощь

государственным ветеринарным инспекторам при исполнении ими служебных

обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных законом мер по

привлечению к ответственности лиц, препятствующих выполнению государс-

твенными ветеринарными инспекторами своих должностных функций (в ре-

дакции Закона РТ от 01.02.96 г. N 223).

Статья 12. Обязанности владельцев животных и предприятий по пере-

работке животноводческой продукции

Владельцы животных и руководители предприятий по переработке жи-

вотноводческой продукции (независимо от форм собственности) обязаны:

осуществлять хозяйственные и ветеринарно-санитарные мероприятия,

обеспечивающие предупреждение возникновения болезней и гибели живот-

ных, а также производство доброкачественной животноводческой продук-

ции;

представлять по требованию ветеринарных специалистов животных для

осмотра, диагностических исследований, предохранительных прививок и

лечебнопрофилактических обработок, создавать условия для проведения

специальных мероприятий;

не производить без разрешения ветеринарных специалистов убой жи-

вотных с целью употребления в пищу и продажи мяса и других продуктов

убоя, а также продажу больных и подозреваемых в заболевании животных;

согласовывать с ветеринарной службой все перемещения животных как

внутри хозяйства, так и за его пределами;

в случае внезапного заболевания и необычного поведения животных

немедленно изолировать их и известить об этом ветеринарную службу; вы-

полнять предписания ветеринарной службы по соблюдению ветеринарносани-

тарных правил при карантировании животных, больных и подозреваемых в

заболевании заразными болезнями;

содержать в надлежащем ветеринарно-санитарном состоянии помещения

и сооружения для хранения и переработки продуктов и сырья животного

происхождения.

Статья 13. Ответственность за нарушение ветеринарного законода-

тельства

Лица, виновные в нарушении ветеринарного законодательства, могут

быть привлечены к дисциплинарной, административной ответственности с

действующим законодательством.

Статья 14. Чрезвычайные противоэпизоотические комиссии

Для оперативного руководства и координации деятельности организа-

ций, предприятий и граждан по предупреждению и ликвидации массовых за-

болеваний и гибели животных Правительством Республики Таджикистан, ор-

ганами исполнительной власти (хукуматами) области, города и района

создаются чрезвычайные противоэпизоотические комиссии, действующие в

соответствии с утвержденным о них Положением (в редакции Закона РТ от

01.02.96 г. N 223).

Статья 15. Карантин

Карантин - система ограниченных мероприятий, позволяющих предуп-

реждать распространение инфекционных болезней.

Карантин накладывается на отдельные гурты, отары, табуны, дворы,

фермы, хозяйства, территории населенных пунктов, районов, городов, об-

ластей. Перечень заразных болезней животных, при которых накладывается

карантин, устанавливается Главным управлением ветеринарии при Минис-

терстве сельского хозяйства Республики Таджикистан (в редакции Закона

РТ от 01.02.96 г. N 223).

Наложение карантина осуществляется решениями исполнительных коми-

тетов или постановлением районных, городских, областных Советов народ-

ных депутатов или постановлением Правительства Республики Таджикистан

по представлению территориального органа государственной ветеринарии

(в редакции Закона РТ от 01.02.96 г. N 223).

Статья 16. Структура ветеринарной службы

Структура ветеринарной службы формируется исходя из необходимости

создания ветеринарной сети с учетом особенностей географии животно-

водства, его видовой и производственной структуры, размещения предпри-

ятий по убою животных и переработке продуктов животного происхождения.

Структура государственной ветеринарной службы на конкретной территории

определяется местными органами власти.

При учреждениях государственной ветеринарной службы разрешается

формирование кооперативов, совместных и малых предприятий и других

хозрасчетных объединений, оказывающих ветеринарные услуги предприятиям

и гражданам на договорной основе.

Статья 17. Материально-техническое обеспечение, содержание и фи-

нансирование ветеринарной службы

Материально- техническое обеспечение и содержание государственной

ветеринарной службы осуществляется за счет средств государственного

бюджета и поступлений за выполненные работы по договорам по смете спе-

циальных средств без изменения взаимоотношений с бюджетом. Платежи в

бюджет государственной ветеринарной службе не устанавливаются.

Мероприятия по предупреждению распространения и борьбе с заразны-

ми болезнями животных, по утвержденному Главным управлением ветерина-

рии в республике перечню, осуществляется за счет ассигнований, выделя-

емых из государственного бюджета.

Ветеринарная помощь, оказываемая специалистами государственной

ветеринарной службы кооперативам, арендным коллективам, крестьянским

хозяйствам, другим владельцам животных, а также ветеринарные мероприя-

тия на предприятиях по убою животных, переработке, заготовке и хране-

нию продуктов и сырья животного происхождения (кроме мероприятий части

второй настоящей статьи), проводимые с участие государственной ветери-

нарной службы, оплачиваются им хозяйствами, предприятиями, кооперати-

вами, организациями, гражданами на договорной основе по тарифам с оп-

латой стоимости препаратов.

Председатель Верховного

Совета Республики Таджикистан Э. Рахмонов

г.Душанбе, 24 июня 1993 года,

№ 771.

Постановление

Верховного Совета Республики Таджикистан

О порядке введения в действие Закона

Республики Таджикистан "О ветеринарном деле"

Верховный Совет Республики Таджикистан п о с т а н о в л я е т:

1. Закон Республики Таджикистан "О ветеринарном деле" ввести в

действие с момента его принятия.

2. Совету Министров Республики Таджикистан в двухмесячный срок:

представить предложения Верховному Совету Республики Таджикистан

о приведении законодательства в соответствии с Законом Республики Тад-

жикистан "О ветеринарном деле";

привести решения Правительства Республики Таджикистан в соответс-

твии с указанным Законом;

обеспечить пересмотр и отмену министерствами, государственными

комитетами и ведомствами Республики Таджикистан их нормативных актов,

противоречащих Закону Республики Таджикистан "О ветеринарном деле".

Председатель Верховного

Совета Республики Таджикистан Э. Рахмонов

г.Душанбе, 24 июня 1993 года,

№ 772.

Hosted by uCoz